Информация может существовать в самых разнообразных формах:
• в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
• в виде световых или звуковых сигналов;
• в виде радиоволн;
• в виде электрических и нервных импульсов;
• в виде магнитных записей;
• в виде жестов и мимики;
• в виде запахов и вкусовых ощущений;
• в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т. д.
С точки зрения информатики, информация — это связанные между собой сведения, изменяющие наши представления об объекте или явлении окружающего мира. Основные формы представления информации с точки зрения информатики: символьная, текстовая, графическая и звуковая.
Роль информации в живой природе и в жизни людей Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого живого организма. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.
Простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Заяц меняет свою окраску на белую, получив информацию из окружающего мира о наступлении зимы; летучие мыши ориентируются в пространстве, получая информацию с помощью ультразвуковой локации, пчела летит на запах цветка, являющийся для нее информацией, и т. д.
|
|
Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится во всех клетках организма в молекулах ДНК, состоящих из генов. Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяет как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.
Информационные процессы играют важную роль в жизни общества в целом. Люди постоянно обмениваются между собой информацией - устными сообщениями, письмами, передают друг другу знания, читают книги, смотрят телепередачи и т. п. Процесс передачи из поколения в поколение сказок, легенд, традиций, создание произведений искусства и т. д. имеет важное значение для сохранения и развития культуры человечества. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществляется с помощью книг и посредством электронных носителей.
Можно перечислить следующие вехи в процессе развития и совершенствования информационной деятельности человека:
|
|
• Появление речи. Значительно расширило возможности передачи информации.
• Возникновение письменности. Дало возможность долговременного хранения информации и передачи накопленных знаний и культурных ценностей последующим поколениям.
• Изобретение книгопечатания. Предоставило возможность тиражирования знаний, хранящихся в письменном виде. Привело к расширению научной информации, развитию художественной литературы и т. д. Возможность быстрого тиражирования книг привела к росту количества библиотек, архивов, аккумулирующих знания человечества.
• Изобретение ЭВМ — универсальных инструментов информационной деятельности. Разработка способов и методов представления информации, технологий решения повседневных и научных задач с использованием компьютеров стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.