Тип величины определяет множество допустимых значений величины и множество применимых операций к ней, объем занимаемой памяти, а также способ представления величины в памяти ЭВМ. Чаще всего требуется указать имена и типы данных — целый, вещественный, логический и символьный.
Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями числовых переменных являются числа. Например, в языке Visual Basic к таким переменным относятся переменные типа Byte, Integer, Long, Single, Double.
Логические переменные (Boolean) могут принимать значения истина (True) или ложь (False).
Значениями строковых переменных (String) являются последовательности символов.
Простейший способ задания типа переменной — это использование в идентификаторе переменной определенного суффикса (специального значка), который приписывается к имени переменной. Например, числовую переменную А целого типа (Integer) можно задать с помощью суффикса %, т. е. как А%, строковую переменную типа String — как AS (здесь используется суффикс $).
|
|
Над различными типами данных, а значит, и переменных, допустимы различные операции. Например, над числовыми переменными возможны арифметические операции, над строковыми — операции преобразования символьных строк, над логическими — логические операции. Присваивание
Для того, чтобы переменная величина могла определить или изменить свое значение, новое значение должно быть ей присвоено. Оператор присваивания — один из самых простых и часто используемых операторов в любом языке программирования. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной. В общем виде оператор присваивания можно записать так:
<имя переменной>:= <выражение> Оператор выполняется следующим образом. Вычисляется выражение в правой части команды присваивания. После этого переменная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной, а значения всех переменных, входящих в выражение, были определены.
Часто в программировании используется такая операция присваивания, когда слева и справа используется одна и та же переменная, например, i:= i+1. Заметим, что с точки зрения математики такое выражение просто бессмысленно, так как является тождественно ложным. Однако с точки зрения программирования такая запись. означает, что сначала должна быть выполнена операция сложения
(i + 1), а затем полученная сумма присвоена переменной i в качестве ее нового значения. При этом старое значение пропадает, «стирается». После выполнения этой операции переменная i будет иметь значение на единицу больше, чем перед ее выполнением. Свойства операции присваивания:
|
|
• пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;
• значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
• новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.
Ввод и вывод величин
Значения тех переменных, которые являются исходными данными для решаемой задачи, обычно задаются с помощью команды ввода.
Обычно команда выглядит так: ввод <список переменных> и выполняется в режиме диалога с пользователем. По команде ввода компьютер приостанавливает выполнение программы и ждет действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных и в знак окончания операции ввода нажать клавишу <Enter>. После этого введенные с клавиатуры значения будут присвоены соответствующим переменным (из списка ввода), и выполнение программы компьютером будет продолжено.
Результаты решения задачи сообщаются пользователю с помощью команды вывода.
Обычно команда вывода имеет вид: вывод <список вывода>. По этой команде значения переменных, указанных в списке вывода, отображаются на экране или печатаются на принтере. Линейные алгоритмы работы с величинами Рассмотрим пример линейного алгоритма работы с величинами. Даны переменные A и В. Требуется произвести между ними обмен значениями: переменная А должна получить значение В, а В — значение А.
Задача аналогична такой «жизненной» ситуации. Имеются две клетки: в одной находится волк, в другой — заяц. Требуется поменять их местами, т. е. пересадить из одной клетки в другую. Ясно, что для этого понадобится еще одна клетка.(С=А;А=В;В=С)