Типы величин

Тип величины определяет множество допустимых значений ве­личины и множество применимых операций к ней, объем занимае­мой памяти, а также способ представления величины в памяти ЭВМ. Чаще всего требуется указать имена и типы данных — целый, вещественный, логический и символьный.

Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной. Значениями числовых переменных явля­ются числа. Например, в языке Visual Basic к таким переменным относятся переменные типа Byte, Integer, Long, Single, Double.

Логические переменные (Boolean) могут принимать значения истина (True) или ложь (False).

Значениями строковых переменных (String) являются последо­вательности символов.

Простейший способ задания типа переменной — это использо­вание в идентификаторе переменной определенного суффикса (спе­циального значка), который приписывается к имени переменной. Например, числовую переменную А целого типа (Integer) можно задать с помощью суффикса %, т. е. как А%, строковую перемен­ную типа String — как AS (здесь используется суффикс $).

Над различными типами данных, а значит, и переменных, допу­стимы различные операции. Например, над числовыми переменны­ми возможны арифметические операции, над строковыми — опера­ции преобразования символьных строк, над логическими — логи­ческие операции. Присваивание

Для того, чтобы переменная величина могла определить или из­менить свое значение, новое значение должно быть ей присвоено. Оператор присваивания — один из самых простых и часто ис­пользуемых операторов в любом языке программирования. Он пред­назначен для вычисления нового значения некоторой переменной. В общем виде оператор присваивания можно записать так:

<имя переменной>:= <выражение> Оператор выполняется следующим образом. Вычисляется выра­жение в правой части команды присваивания. После этого перемен­ная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной, а значения всех переменных, входящих в вы­ражение, были определены.

Часто в программировании используется такая операция присва­ивания, когда слева и справа используется одна и та же переменная, например, i:= i+1. Заметим, что с точки зрения математики такое выражение просто бессмысленно, так как является тождественно ложным. Однако с точки зрения программирования такая запись. означает, что сначала должна быть выполнена операция сложения

(i + 1), а затем полученная сумма присвоена переменной i в каче­стве ее нового значения. При этом старое значение пропадает, «сти­рается». После выполнения этой операции переменная i будет иметь значение на единицу больше, чем перед ее выполнением. Свойства операции присваивания:

• пока переменной не присвоено значение, она остается неопре­деленной;

• значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

• новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее преды­дущее значение.

Ввод и вывод величин

Значения тех переменных, которые являются исходными данными для решаемой задачи, обычно задаются с помощью команды ввода.

Обычно команда выглядит так: ввод <список переменных> и выполняется в режиме диалога с пользователем. По команде ввода компьютер приостанавливает выполнение программы и ждет дей­ствий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значе­ния переменных и в знак окончания операции ввода нажать клави­шу <Enter>. После этого введенные с клавиатуры значения будут присвоены соответствующим переменным (из списка ввода), и вы­полнение программы компьютером будет продолжено.

Результаты решения задачи сообщаются пользователю с помо­щью команды вывода.

Обычно команда вывода имеет вид: вывод <список вывода>. По этой команде значения переменных, указанных в списке вывода, отображаются на экране или печатаются на принтере. Линейные алгоритмы работы с величинами Рассмотрим пример линейного алгоритма работы с величинами. Даны переменные A и В. Требуется произвести между ними обмен значениями: переменная А должна получить значение В, а В — значение А.

Задача аналогична такой «жизненной» ситуации. Имеются две клетки: в одной находится волк, в другой — заяц. Требуется поме­нять их местами, т. е. пересадить из одной клетки в другую. Ясно, что для этого понадобится еще одна клетка.(С=А;А=В;В=С)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: