Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих 4 страница

С учетом и на основании представленной системы далее рассматриваются специальные виды уголовных наказаний, применяемые к военнослужащим*(206).

Применение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. В соответствии со ст. 55 УК РФ указанное самостоятельное наказание, назначаемое только в качестве основного, применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Применение рассматриваемого наказания в силу ст.ст. 55 и 73 УК РФ возможно как реально, так и условно.

Реальное исполнение данной меры осуществляется в условиях дальнейшего прохождения военной службы в специально для этого предназначенных отдельных дисциплинарных батальонах или ротах, структурно входящих в систему Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно руководимых Генеральным штабом Вооруженных Сил (Управлением службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба).

Генеральный штаб, координируя организационно-мобилизационную работу и осуществляя призыв во все вооруженные формирования страны, определяет организацию, структуру, штатную численность постоянного и переменного состава отдельных дисциплинарных частей, разрабатывает планы и программы воинского обучения осужденных и через командование военных округов на местах непосредственно руководит этими частями, дислоцируемыми в ряде гарнизонов на территории военных округов России.

Порядок направления и приема осужденных, условия отбывания рассматриваемого вида наказания, основные направления деятельности дисциплинарных частей, механизм применения средств воздействия на осужденных, формы их трудовой занятости и другие специальные вопросы регламентируются едиными для всех воинских формирований страны Положением о дисциплинарной воинской части, утвержденным Правительством России*(207), а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Кроме того, на осужденных распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил и других нормативных правовых актов военного законодательства в части, не противоречащей режиму отбывания данного наказания, установленному уголовно-исполнительным законодательством.

В дисциплинарной части устанавливается порядок (режим), обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала указанной воинской части.

По общему правилу время отбывания рассматриваемого наказания в срок службы не засчитывается и после освобождения из дисциплинарной части военнослужащие направляются для дальнейшего прохождения службы по указанию штаба военного округа чаще в те же воинские части, в которых они проходили службу до осуждения.

В ст. 171 УИК РФ определен исключительный случай, при котором возможен зачет времени пребывания в дисциплинарной части в срок военной службы. Порядок такого зачета распространяется как на тех военнослужащих, которые освобождаются из дисциплинарной части по отбытии всего срока наказания, так и на тех, которые освобождаются условно-досрочно. Правом применения рассматриваемого зачета обладают командующие отдельными армиями по месту прохождения службы осужденными, командующие войсками округов по месту дислокации дисциплинарной части, главнокомандующие видов Вооруженных Сил, руководители иных воинских формирований Российской Федерации.

Ходатайство о зачете времени наказания в срок военной службы перед указанными должностными лицами вправе возбуждать командиры дисциплинарных частей, а также командиры частей, в которых проходят службу осужденные после освобождения от наказания.

Лица, освобождаемые из дисциплинарной воинской части в порядке амнистии или помилования, увольняются с военной службы в запас непосредственно из дисциплинарной части приказом командира только при условии, если их сверстники уволены в запас. В ином случае они также направляются в соответствующие воинские части для завершения службы.

Лица, отбывшие наказание в дисциплинарной воинской части (равно, как и другие более мягкие виды наказаний, чем лишение свободы), на основании ч. 2 ст. 86 УК РФ считаются имеющими судимость в течение одного года после отбытия наказания.

Если осужденный в установленном порядке досрочно освобожден от наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом, то в соответствии с ч. 4 ст. 86 УК РФ время погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. В силу ч. 5 ст. 86 УК РФ судимость может быть снята судом и досрочно, т.е. до истечения срока ее погашения.

Применение наказания в виде ограничения по военной службе. В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Его применение возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение воинских преступлений, а также вместо предусмотренных общеуголовными нормами исправительных работ.

В системе наказаний, расположенных по возрастающей строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета наказания трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст.ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

В гл. 18 УИК РФ регламентируется порядок исполнения этого нового для отечественного законодательства специального уголовного наказания, отбываемого в условиях дальнейшего прохождения осужденными службы.

Содержание режимных ограничений данного реального наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, установленном судом, но не свыше 20%. Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного, осуществляемым полномочным командованием в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новые места службы - постоянно или временно.

Сам факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военнослужащих, проходящих службу по контракту (ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военно-врачебной комиссии, а также невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам).

При увольнении со службы военнослужащий утрачивает свой статус и поэтому не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации. В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший приговор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение по правилам УПК РФ.

Применение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания. При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд на основании ст. 48 УК РФ может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данная мера применяется только в качестве дополнительного наказания, а порядок ее исполнения регламентируется ст.ст. 16 и 61 УИК РФ.

Воинские звания предусмотрены ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Специальные звания и классные чины (квалификационные разряды, дипломатические ранги и т.п.) присваиваются лицам, проходящим государственную службу в соответствующих ведомствах (МВД России, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, прокуратура, суды, таможенная служба и др.). Вопрос о лишении званий может решаться в отношении лиц, как состоящих на службе, так и находящихся в запасе.

Почетные звания - это вид государственной награды, которой удостаиваются за особые заслуги (например, Герой Российской Федерации, народный артист, заслуженный врач, заслуженный юрист Российской Федерации и т.п.). Вне компетенции суда находится решение вопроса о лишении осужденного ученых степеней и ученых званий.

Суд вправе самостоятельно лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина или государственной награды независимо от того, какой орган или должностное лицо его присвоили.

В соответствии со ст. 16 УИК РФ рассматриваемое наказание исполняется судом, вынесшим приговор. На основании ст. 61 УИК РФ суд после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

Правовое регулирование отбывания ареста военнослужащими. УК РФ в качестве самостоятельного основного наказания выделяет краткосрочный уголовный арест, назначаемый на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ он может быть назначен на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ).

Уголовный арест как вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции по правилам отбывания наказания на общем режиме в тюрьме. В системе наказаний эта мера расположена между ограничением свободы и содержанием в дисциплинарной воинской части. При исчислении сроков и зачете наказаний один день ареста соответствует одному дню лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части либо трем дням ограничения по военной службе (ст.ст. 44, 71 УК РФ).

Военнослужащие всех категорий отбывают арест на гауптвахте по правилам уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с военным законодательством гауптвахта (гарнизонная или войсковая, корабельная) является специальным помещением для ареста, где находятся только военнослужащие и приравненные к ним по ответственности субъекты воинских отношений.

Правовые основания помещения на гауптвахту могут быть различными.

Военнослужащие могут содержаться на гауптвахте в порядке меры пресечения, кратковременного задержания, а также при их осуждении к содержанию в дисциплинарной воинской части до вступления приговора в законную силу - по правилам УПК РФ. При этом начальники гауптвахт, командиры частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты, приобретают статус начальников мест содержания под стражей*(208), а иные лица, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей, - статус сотрудников мест содержания под стражей. Соответствующие процессуальные решения военных правоохранительных органов выводят подследственных военнослужащих из военно-служебных отношений и включают их в сферу отношений, связанных с осуществлением и обеспечением правосудия. От содержания этих отношений зависит правовой статус находящихся на гауптвахте военнослужащих, и в том числе решение вопросов ответственности и квалификации их возможных побегов. На содержащихся в порядке меры пресечения на гауптвахте военнослужащих полностью распространяется статус подследственных, аналогичный по своей природе статусу подозреваемых и обвиняемых, находящихся в иных местах содержания под стражей. На таких военнослужащих полностью распространяются нормы Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, нормы УПК РФ, а также нормативные акты, регламентирующие организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации.

Уголовное наказание в виде краткосрочного ареста осужденные военнослужащие также отбывают на гауптвахте. При этом гауптвахта в соответствии с нормами УК РФ и УИК РФ является для них местом отбывания наказания, соединенного с дальнейшим прохождением службы.

Действующие нормативные акты, регламентируя деятельность гауптвахт, выделяют особенности содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, не детализируя отдельно особенности содержания каждой категории военнослужащих.

В соответствии с гл. 19 УИК РФ (ст.ст. 149-154) порядок отбывания ареста осужденными военнослужащими отличается от порядка нахождения на гауптвахте военнослужащих по другим основаниям. Этот порядок регламентируется УИК РФ, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Однако для создания необходимых условий исполнения ареста, в том числе нормативной и материально-технической базы необходимо определенное время. Поэтому в федеральных законах о введении в действие УК РФ и УИК РФ (с учетом внесенных в них изменений) указано, что положения о наказании в виде ареста являются отлагательными; они будут вводиться в действие отдельным федеральным законом.

Раскрывая особенности правового положения осужденных к аресту военнослужащих, нормы УИК РФ обращают внимание на следующее:

а) все категории осужденных должны содержаться на гауптвахте раздельно и отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям;

б) время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;

в) в период нахождения под арестом осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья;

г) военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию;

д) за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично;

е) за нарушение порядка отбывания наказания к военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.

При этом правом применения мер поощрения и взыскания пользуются военный комендант и начальник гарнизона. Правом применения зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона.

Контрольные вопросы

1. Раскройте особенности уголовной ответственности военнослужащих.

2. Что такое преступление против военной службы?

3. Какие виды преступлений против военной службы вы знаете?

4. Какими правовыми актами регламентируется применение уголовных наказаний к военнослужащим, совершившим преступления?

5. Чем отличаются уголовные наказания от других видов государственного принуждения, могущих применяться к военнослужащим?

6. Какие уголовные наказания не могут применяться к военнослужащим?

7. Назовите отложенные виды уголовных наказаний.

8. Какие уголовные наказания могут быть назначены военнослужащим условно; где и как они реализуются?

9. Назовите наказания, которые могут назначаться только в качестве основных.

10. Какие наказания могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных?

11. Входят ли дисциплинарные воинские части в уголовно-исполнительную систему страны?

12. Кем и где исполняется наказание в виде ограничения по военной службе?

Раздел III. Правоприменительная и правоохранительная деятельность
в военной организации государства

Глава 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению
правонарушений военнослужащих

§ 1. Законность, правопорядок и воинская дисциплина*(209)

1. Понятие законности и правопорядка. Практически с самого момента возникновения как государства, так и его неотъемлемого атрибута - права возникает потребность в создании условий и проведении мероприятий, направленных на обеспечение реализации установленного этим государством и сформулированного в правовых нормах порядка поведения граждан.

По своей сути законность является основополагающим принципом государственного устройства и управления, заключающимся в безусловном и точном выполнении законов и иных правовых актов уполномоченных органов и должностных лиц.

Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как проявление законности, являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида. Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Несмотря на то, что принцип законности соблюдается в различных областях государственного управления, наиболее полно он проявляется именно в области обороны страны, обеспечения боеготовности ее Вооруженных Сил. Объясняется это важностью, ответственностью и сложностью стоящих перед Вооруженными Силами задач по обеспечению обороны государства, детальной регламентацией военно-правовых отношений, полнотой военного законодательства, необходимостью строгого и беспрекословного исполнения требований закона, приказов командиров (начальников), поддержания на высоком уровне воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Характерными чертами законности являются единство, всеобщность и обязательность ее требований, которые обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законность следует рассматривать также как одно из важнейших средств формулирования (постановки) перед обществом и государством конкретных целей и задач, а также объединения, согласованности и координации деятельности (усилий) по их достижению.

В практическом значении законность является методом деятельности субъектов права. Особенно важное значение законность приобретает в деле военного строительства, обеспечения вооруженной защиты Отечества, требующем зачастую максимального напряжения сил и воли для выполнения поставленных задач.

Законность принято называть необходимым условием существования правового государства, развития любого цивилизованного общества, поскольку ее неукоснительное соблюдение приводит к упорядоченности общественных отношений. Поэтому борьба за законность есть борьба за укрепление государства и его вооруженных сил, за охрану прав и законных интересов граждан.

Законность можно представить также как режим общественной жизни, при котором происходит реализация правовых предписаний субъектами права. В этом значении понятие законности приближается к понятию правопорядка.

Если под законностью следует понимать принцип, средство, метод, условие, режим реализации норм права, то правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. Другими словами, правопорядок - это правовая норма, воплощенная посредством законности в жизнь и деятельность людей.

Правопорядок, проявляющийся в сфере военно-административных отношений, военного строительства, обеспечения вооруженной защиты государства, укрепления боеготовности и боеспособности войск принято называть воинским правопорядком.

Воинский правопорядок является предметом постоянного внимания командиров всех степеней, поскольку он отражает уровень боеготовности войск, способность их выполнить боевую задачу, другими словами, свидетельствует о выполнении или невыполнении подразделением стоящих перед ним целей и задач по обеспечению защиты Отечества от внешнего агрессора.

Следует отметить особую роль законности и правопорядка в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности, поскольку они являются ядром государственной организации, устройства и управления, основой военного строительства, необходимым условием существования и эффективной деятельности как государства, так и его Вооруженных Сил. Укрепление законности и правопорядка является одним из главных средств и способов формирования правового государства, а сами они - основополагающими его элементами.

При обеспечении законности в Вооруженных Силах не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям и в отношении военнослужащих. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3). На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации. В то же время права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых гражданских прав и свобод устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

Принято выделять следующие основные принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность (закон как высшая целесообразность, не допускается противопоставление законности и целесообразности) и реальность.

Наибольшую ценность для общества и в то же время трудность на практике вызывает не столько понимание сущности законности, сколько реализация этого социального явления в повседневной жизни и деятельности людей, коллективов, государства в целом. Для обеспечения такой реализации государство посредством законодательных и иных нормативных правовых актов устанавливает организационно-правовые формы и способы обеспечения законности или, как их еще называют, - правовые средства, которые, по сути, устанавливают правовые механизмы, обеспечивающие воплощение правовой нормы в практические действия.

Основой механизма реализации законодательства являются гарантии, в круг которых включают материальные, экономические, политические, общественные, идеологические, юридические и другие условия реализации законодательства.

Юридические гарантии - это правовые (т.е. установленные нормами права) средства и способы, с помощью которых обеспечивается беспрепятственная реализация, охрана и восстановление прав и льгот, предоставляемых гражданам действующим законодательством.

Вопросы обеспечения законности в Вооруженных Силах являются чрезвычайно важными и требуют подробного рассмотрения, поскольку деятельность войск (проведение стрельб, учений, боевых действий и т.п.) связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, в управлении личного состава находятся вооружение и техника, способные уничтожать большие людские массы, наносить значительный вред окружающей природной среде.

В настоящее время человечеством накоплен и закреплен в различных нормативных правовых актах богатый опыт по укреплению законности, повышению правопорядка в войсках. Остановимся на наиболее значимых, эффективных правовых средствах, способах, факторах и обстоятельствах, которые должны учитываться органами военного управления при организации и осуществлении своей повседневной служебной деятельности по обеспечению должного уровня законности и правопорядка в подчиненных подразделениях и частях, других военных организациях.

2. Роль и место командиров (начальников) в обеспечении законности и правопорядка в войсках. В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений, но основная, главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам, которые целиком отвечают за все стороны работы вверенных им частей, подразделений, учреждений и организаций перед вышестоящим командиром (начальником) и государством в лице его компетентных органов.

Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в войсках является единоначалие, пронизывающее всю систему органов военного управления.

Под единоначалием понимается такая организационная форма централизованного управления войсками, при которой происходит сосредоточение в одном лице командира (начальника) всех строевых, политических, хозяйственных, административных функций и установлена целиком его единоличная ответственность за все стороны жизни части, соединения, учреждения, организации*(210).

Командир-единоначальник может успешно выполнять свои задачи по обеспечению законности и правопорядка во вверенной ему военной организации лишь в том случае, если он будет обладать всей полнотой власти, предоставляемой ему законодательством. Командир свободен в выборе решения, он принимает его самостоятельно и несет полную ответственность за принятое решение и проведение его в жизнь. Для реализации своих решений, претворения в действие политики государства в деле военного строительства и укрепления Вооруженных Сил командиры наделяются правом издания приказов и других правовых актов, обязательных для исполнения подчиненными войсками. Данная правовая форма управления является важным правовым средством обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах, поскольку позволяет оказывать эффективное воздействие на все стороны и сферы деятельности войск, поведение личного состава, соблюдение им норм действующего военного законодательства.

Другим основанным на единоначалии важным организационно-правовым способом обеспечения законности в войсках является дисциплинарная власть командиров, суть которой заключается в предоставлении командирам права и наделении их обязанностью внимательно наблюдать за действиями подчиненных, всемерно поощряя отличившихся и строго взыскивая с провинившихся нарушителей. При этом командирам следует неуклонно проводить в жизнь принцип неотвратимости наказания. Ни одно нарушение закона, требований воинских уставов и других правовых норм не должно оставаться без внимания и должного реагирования со стороны командования.

Командир-единоначальник ни с кем не должен делить своей власти и своей ответственности. В этой связи важным является вопрос документального закрепления конкретного перечня обязанностей и прав (командиров и начальников, других должностных лиц в соответствии с занимаемой ими должностью), за ненадлежащее исполнение которых они будут нести ответственность, поскольку общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты не содержат полного перечня полномочий по всем должностям, имеющимся в штатах Вооруженных Сил (например, не содержат общевоинские уставы должностные обязанности командира дивизии, командира корпуса, командующего армией, их заместителей и др.). В тех же случаях, когда в этих актах содержатся такие обязанности и права по какой-либо должности, то перечень этих полномочий часто оказывается неполным либо они не учитывают специфики конкретной должности.

По этой причине при установлении ответственности и привлечении к ней виновных должностных лиц возникают трудности, обусловленные тем, что полномочия на виновного, как часто выясняется, официально не возлагались и документально не оформлялись, установить размер и степень вины за то, что не возлагалось нельзя, а следовательно, невозможно и наложить взыскание, привлечь к ответственности, в том числе и уголовной.

Во избежание подобных негативных явлений, порождающих безответственность и халатное отношение к исполнению своих служебных обязанностей, необходимо каждому командиру полно и конкретно определить в должностных инструкциях (положениях о подразделениях) круг обязанностей свих непосредственных подчиненных и после утверждения этих инструкций довести их до каждого из них под роспись. Четкое правовое закрепление обязанностей подчиненных является залогом высокой исполнительности.

3. Понятие воинской дисциплины. Дисциплина как общественное явление необходима там, где требуется согласовать усилия, действия людей для достижения единой цели, для успешной деятельности общественного организма. Безусловной ценностью ее является то, что она обеспечивает единство действий всего коллектива, придает массе лиц свойства единого организма, гарантирует соответствующую систему отношений, охраняет авторитет руководителя, удерживает людей от противоправных действий. Все эти свойства чрезвычайно важны для военного дела, требующего крайнего напряжения и максимального объединения и согласования усилий по обеспечению вооруженной защиты Отечества от агрессора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: