Эффект масштаба

Эффект масштаба (англ. returns to scale) - в теории производственных функций соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов.

Характерный пример - экономия на массовости производства. Чем больше масштабы производства, тем при прочих равных условиях ниже средней себестоимость единицы продукции, следовательно, соотношение затрат и выпуска увеличивается. Здесь сказывается влияние укрупненных единичных мощностей (на химических производствах или электростанциях), возможности применения автоматизации производств, процессов и другие факторы, отражающиеся на различии между постоянной и переменной долями издержек производства (вторые растут при росте продукции, а первые остаются неизменными). В приведенных случаях увеличение затрат ведет к непропорционально большому росту выпуска - имеет место положительный эффект масштаба (экономия на расширении производства).

Эффект масштаба не носит абсолютный характер, во многих случаях он не действует. Даже укрупнение производств, оборудования бывает целесообразно лишь до определенных, оптимальных пределов. То же относится к организационному укрупнению производств, компаний. Может быть и отрицательный эффект масштаба. Обычно он связан с проблемами координации, управления сложными производств, комплексами (их «неуправляемостью»). Если рост продукции пропорционален росту затрачиваемых ресурсов, говорят, либо об отсутствии эффекта масштаба, либо о постоянном эффекте.

Эффект масштаба – экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия. При укрупнении производства выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума, а затем снова начинает снижаться.

Эффектом масштаба называют рассматривающийся в долгосрочном периоде эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции от размеров предприятия его масштаба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: