Проблема субстанции в философии

Субстанция понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. К субстанции сводятся все формы проявления бытия. Проблема субстанции связана с вопросом о том, что лежит в основе мира. Существуют качественные интерпретации данной проблемы. Также здесь формулируются позиции идеализма и материализма, по определению той субстанции, которая лежит в основе мире: материя или сознание (идея). Одно направление исходило из поисков некой умопостигаемой, идеальной основы, определяющей структуру бытия и выступающей в качестве некоторого смыслового стержня построения онтологии. Другое исходило из поисков материального начала, из которого далее можно вывести все особенности мира. В диалектическом материализме понятие субстанции либо объявляется излишним и отождествляется с материей как единственным началом бытия. Либо говорится о необходимости данной категории для снятия элементов противоположности между материей и сознанием. Кроме того, различается метафизическое и диалектическое понятие субстанции. В первом случае в основе лежит неизменное абсолютное начало. Во втором в основе лежит изменчивая сущность. Количественные интерпретации данной проблемы связаны с тем, сколько субстанциональных начал кладется в основу мира. Те философы, которые кладут в основу мира одну единую субстанцию, называются монистами (Спиноза, Гегель, Маркс). При этом монизм может носить как идеалистический, так и материалистический характер. Монистическое понимание единства мира, в свою очередь в истории философии реализовалось в 2 основных философских школах. Идеалистический монизм исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, идея, абсолютный разум). Наиболее крупные представители этого течения в философии – Платон, Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза) кладет в основу мира некое материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира. Б. Спиноза решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Дуалистами называют философов в концепциях, которых в основу мира кладутся 2 начала: дух и материя (Р. Декарт). Фундаментальным понятием рационалистических воззрений Декарта является субстанция. Душа по Декарту присуща только человеку составляя особую субстанцию. Причем субстанция характеризуется как вещь, но не в обычном, а в метафизическом смысле: как сущее вообще, которое самодостаточно в отличие, например, от свойств. Как правило, монистические концепции были более последовательными, и на их основе создавалась обширная онтологическая система, претендующая на всеохватывающее описание мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: