В развитии русского дореволюционного библиографоведения можно выделить два важных этапа:
1. возникновение библиографоведения (библиографии как науки) в начале XIX в. - обоснование которому дано в трудах В.Г.Анастасевича и В.С.Сопикова;
2. осознание относительной самостоятельности библиографоведения как частной дисциплины книговедения в конце XIX - начале XX в. - в трудах Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина, Н.А.Рубакина и др.
Наиболее активно формировании библиографии как науки происходит с середины 19 до начала 19 века (реформы Петра, организация АН). На этом этапе:
- библиография неотделима от книжного дела в целом, библиография = книговедение
- формирование библиографии зависит от развития русской культуры в целом
- книжное дело является государственным, лишь к началу 19 века появляются частные и общественные предприятия и организации
- пока нет целостной концепции науки, лишь отдельные сформулированные проблемы
Разрабатывается научная основа русской библиографии (Ломоносов, Татищев, Богданов, Новиков, Бантыш-Каменский, Болотов):
* Богданов – его называют первым русским книговедом, в 1755 представил в АН «Краткое ведение о начале и произведении …всех азбучных слов» - история письменности и книгопечатания. Труд был отвергнут.
* Анастасевич, Сопиков – основоположники библиографоведения. Ими впервые (в 1811 году) определены социальные функции, объект и предмет, методы, литературные формы, структура библиографии.
Второй этап – осознания библиографоведения как самосоятельной науки – от первой четверти до конца 19 века. На этом этапе:
- библиография становится инструментом революционно-освободительной борьбы, т.е. формирует общественное сознание
- рост книгоиздания, что требует совершенствования библиографии
- библиография дифференцируется на государственную, научно-вспомогательную и рекомендательную; и по отраслям знаний – формируется отраслевая (специальная) библиография.
- развиваются два основных подхода к социальной и научной сущности библиографии:
- ограничиельный – суть библиографии – книгоописание, т.е. фактографирование книжных знаний;
- расширительный – суть в широком понимании ее как сферы общественной деятельности, результат не только описательные, но и социально значимые обобщения, выводы;
- Первые опыты библиографической классификации в дореволюционной России
Первые опыты библиографической классификации основываются на классификации наук. Впервые у Богданова (филологические и историко-книговедческие).
Рубакин разработал оригинальную Б.классификацию на основе анализа и обобщения теории и практики научной классификации того времени. При самообразовании надо изучать не отдельные науки, а области жизни! Надо знакомиться с идеалами и стремлениями человечества.
1 том – худ.лит-ра, искусства, нравственность, публицистика.
2 том – окружающая действительность, человек и общество, человек и природа.
3 том – как искать истину? Изучение математики, логики, философии и т.д.