Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Вся жизнь русича-хлебороба зависела от земли. Каждый год он с волнением ждал – что родит земля-кормилица. Восточные славяне верили, что Мать-земля явлена им в образе Макоши – "Матери урожая", богини плодородия. Ей придавали человеческий облик. Божественным супругом Матери-земли выступало Небо. Небесное божество было известно восточным славянам под разными именами, одно из главных – Сварог.
Яркой фигурой общеславянской мифологии был Перун. Перун был богом грома и молнии, небесным воителем.
Особое почтение восточные славяне питали к мифологическим олицетворениям земных вод – рек, ручьев, озер, колодцев.
Далеко не всегда окружающий мир радовал человека – случались неурожаи, нежданные - негаданные смерти в дремучих лесах... Для древнего человека это было проявлением темной стороны мира, в несчастьях видели происки олицетворявших коварство стихий мифологических существ. Олицетворением губительной зимней стужи был у славян Мороз, которого представляли в виде старика с длинной бородой. От его произвола зависела не только участь заблудившегося зимой путника, но и судьба урожая.
Среди родственных Морозу существ – Леший, воплощение опасной лесной чащобы, недобрый хозяин лесных зверей и птиц. Лешего представляли уродливым получеловеком - полузверем: то в звериной шкуре, то с рогами и копытами. Его козням приписывали блуждание человека в дебрях, испуги от диких лесных звуков, кражи детей.
Во вред людям поступал и Водяной – олицетворение такой водной стихии, что приносит несчастье. Чаще всего Водяного представляли страшным длиннобородым стариком, опутанным тиной и водорослями. Водяной мог запросто утопить человека, разрушить запруду. Чтобы уберечься от зловредного старика, ему приносили в жертву домашних животных черного цвета. Вместе с Водяным в водных источниках обитали русалки – опасные женские существа, являвшиеся в облике девушек с длинными распущенными волосами.
Язычество было вытеснено христианской религией.