Антропологическая классификация

Антропологическая классификация основана не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими общностями. Однако только генетических взаимосвязей недостаточно для выделения стандартного набора объективных критериев, позволяющих классифицировать людей по определенным типам. Поэтому в этнологии для определения родственных связей между народами чаще всего исходят из расовых различий между этносами, которые составляют основу антропологической классификации.

Биологически человечество относится к одному человеческому виду. Но существует фенотипическое разнообразие людей, т. е. между людьми имеются физические (телесные) различия. К ним относятся различия в цвете кожи, чертах лица, строении скелета, типе волос и т. д. Особенно заметны телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Подобные различия между физическими типами людей обычно называют расовыми. Расовые различия всегда наследственны, они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Поэтому для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики. Сходство многих наследственных физических признаков у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства.

Расовыми признаками являются особенности физического строения людей, передаваемые по наследству и характерные для больших групп людей. Говоря о расах и расовых различиях, следует иметь в виду их географический характер, связь с определенной территорией. Действительно, далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал (область) своего распространения, т. е. встречаются не у всего человечества, а лишь у некоторых народов, расселенных в тех или иных странах. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения — вот два необходимых условия для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым.

Расы и расовые теории.

Расы — это исторически сложившиеся территориальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах.

Происхождение термина "раса" точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова "рас" (голова, начало, корень). Есть также версия, что термин этот связан с итальянским rassa, что значит "племя". Слово "раса" примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они были вызваны к жизни колониальной политикой, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.

Расисты утверждали, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют "полноценные" и "неполноценные" расы и нации. Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.

Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в. Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались "научно" подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры — низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.

В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж. А. Гобино печально знаменитой книги "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853-1855). В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по "красоте" и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту — "арийскую расу". Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.

Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии прежде всего для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.

На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона "Психология народов и масс" (1898). Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В "расовых теориях" принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по "умственным способностям", "самостоятельности", "интеллекту", тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению "логически мыслить". Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая — на два, а черная — на три порядка.

В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление. В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией нацизма, его политической практикой. Взяв на вооружение "теорию высшей германской расы" и пытаясь установить мировое господство в ходе развязанной ими Второй мировой войны, идеологи нацизма широко прибегали к ликвидации "неполноценных народов". Гитлеровские расисты жестоко уничтожали миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, чехов, евреев, цыган и людей других национальностей.

Следует отметить, что указанные расистские "теории" вызвали ответную реакцию и обратное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. В противовес белому расизму их идеологи создали собственные теории о своей расовой исключительности — появились идеи превосходства индейской, африканской, китайской культур и народов над нынешними европейцами. Так, еще в середине XIX в. в Латинской Америке возникло новое общественное течение "индеанизм", ставившее своей целью улучшение положения индейцев. Однако от тезиса "индейцы тоже люди" они постепенно пришли к утверждению о том, что индейская раса — самая лучшая и высшая, т. е. оказались на позиции "индейского расизма". В XX в. Сторонники индеанизма уже считали, что только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

В Африке в 60-х гг. XX в. после освобождения африканских стран от колониальной зависимости бывшим президентом Сенегала Л. Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на "черном расизме". Первоначально (в 20-30-е гг. XX в.) в основе концепции негритюда, направленной против французской колониальной доктрины ассимиляции, лежали идеи эмансипации черной расы и реабилитации самобытной африканской культуры, протест против колониального рабства и духовной "диктатуры" европейской культуры. Начиная с 1960-х гг. в обстановке обострения борьбы колониальных и зависимых стран за свое национальное и социальное освобождение негритюд приобретает характерные черты идеологии и практики "черного расизма". Основанная на аналогии этнической общности с культурно-исторической общностью негроидных народов, концепция негритюда проповедует идеи об "историческом противоборстве и фатальной несовместимости черного и белого мира".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: