Какие положения противоречат концепции познания Платона?

а) истина и мнение есть не одно и то же;

б) в процессе познания человек постигает собственные мыслительные конструкты;

в) к знанию относятся только истины, а не мнения;

г) все точные знания не могут быть получены из опыта;

д) чувственный опыт обманчив и ограничен;

е) душа при вселении в человеческое тело уже обладает идеями;

ж) познание истины возможно только на основе чувственного опыта;

з) процесс познания есть процесс припоминания.

(б, ж)

5. Подлинная форма исследования, по Ч. Пирсу, включает три шага: 1) обнаружение нового факта; 2) создание объясняющей гипотезы; 3) поиск подтверждающих случаев. Такая форма исследования называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) абдукцией.

(в)

6. Согласно концепции познания как отражения, процесс познания включает такие два этапа, как:

а) 1- формирование чувственных образов; 2- мысленная обработка чувственных данных (их разложение, выделение отдельных признаков и обобщение в понятия);

б) 1- пассивное созерцание объектов познания; 2 - формирование абстрактных понятий с помощью таких структур сознания, которые существуют в нем до индивидуального опыта и независимо от него.

(а)

7. Участие в процессе познания априорных (до-опытных) структур сознания утверждали:

а) Платон;

б) Кант;

в) К. Маркс.

(а, б)

8. К рациональным формам познавательной деятельности относятся:

а) понятия, суждения, умозаключения;

б) тезис, антитезис, синтез.

(а)

9. Мысль, выраженная в слове и фиксирующая общие, основные и существенные признаки некоторого класса предметов, это:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение.

(а)

10. Форма перехода от частных суждений к общим – это:

а) индукция;

б) дедукция;

в) абдукция.

(а)

11. В классической философии дискурс понимается как:

а) размышление;

б) единственный способ получения достоверного знания;

в) не единственный способ получения знания;

г) как правило, ведется под контролем сознания;

д) процесс последовательного продвижения к истине;

е) целостное, непосредственное постижение истины;

ж) познание посредством понятий.

(а, в, г, д, ж)

12. В трудах теоретиков постмодернизма М. Фуко, Ж. Дерриды, П. Рикера под дискурсивной практикой понималась совокупность высказываний, рассматриваемых в единстве с социальными и культурными условиями своего возникновения и функционирования, а именно:

а) рассказы, доказательства, диалоги, гипотезы и т.д.;

б) утверждения, вопросы, императивы, советы;

в) все перечисленное выше.

(в)

13. По Р. Декарту, «то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению» - это:

а) знания;

б) интуиции;

в) видения.

(б)

14. Быстрое восприятие, воображение, здравый смысл, сокращенное аргументирование, фронезис (способность к быстрой и правильной оценке значимости поступающей информации) – таков, с позиций современных исследований, механизм получения:

а) интуитивного знания;

б) объективной истины.

(а)

15. В эпистемологии не существовало такого понимания истинности:

а) истинность есть соответствие знания внешней реальности;

б) истинность есть однозначное отношение между структурными единицами высказывания (убеждения или суждения) и соответствующими фрагментами внеязыковой реальности (факты состояния дел, события);

в) истинность есть согласованность элементов знания между собой;

г) все приведенные выше варианты существуют.

(г)

16. О познании можно сказать, что:

а) познание ориентированно на изучение предметных структур практики, существующих вне и независимо от познающего субъекта;

б) результат познания зависит от интересов субъекта, он обусловлен предшествующим опытом и всегда включается в более широкую систему знания;

в) познание по самой своей природе совершается в виде некоторого бесконечного процесса;

г) все формулировки верны;

д) ни одна из формулировок не верна.

(г)

17. Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины – это:

а) релятивизм;

б) агностицизм;

в) иррационализм;

г) радикализм.

(б)

18. «Непрерывное уточнение и накопление (…) есть движение к овладению абсолютной истиной.»

Вставьте недостающее словосочетание:

а) научных идей;

б) человеческих знаний;

в) относительных истин;

г) умных мыслей.

(в)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: