1. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла:
а) в Древнем Египте;
б) в Древнем Китае;
в) в Древней Греции;
г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.
(в)
2. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся:
а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой;
б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»;
в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»;
г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.
(а, б, в)
3. Современная наука (с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться:
а) в эпоху Средневековья;
б) в Новое время;
в) в середине ХХ века.
(б)
4. Формирование экспериментального метода познания происходит:
а) в конце эпохи античности;
|
|
б) в начале эпохи Нового времени;
в) в ХХ веке – «веке науки».
(б)
5. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает:
а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки;
б) математику, физику, химию, биологию и технические науки;
в) математику, технические и социальные науки.
(а)
6. Научный закон это:
а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области;
б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии);
в) предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить.
(а, б)
7. Для классической науки характерно следующее:
а) акцент на предмете природы как объекте исследования;
б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя;
в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация;
г) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования;
д) включение в сферу научного исследования комплексных исторически развивающихся систем (таких как биосфера Земли, генофонд человечества и др.).
(а, б, в)
8. Научная проблема проявляется как:
а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний;
б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.
(а)
9. Гипотеза –это:
а) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел;
|
|
б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве;
в) форма развития научного знания.
(б, в)
10. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это:
а) теория;
б) механизм;
в) метод.
(в)