Категория бытие и её смысл. Бытие как основа и предпосылка единства мира. Проблема субстанции

Бытие – это исходное понятие любой философии. Под Б. в самом широком смысле этого слова понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Б. – 1) ф. категория для обозначения мира, как целостной системы (Иванов), 2) философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю (Словарь под. ред. Фролова).

Б. существует в виде множества разнообразных вещей. Оно существует в виде процесса (Б. живых и неживых предметов), как природное и социальное, как материальное и духовное. Б. существует в разнообразных формах.

Проблема Б. в философии рассматривается в трех аспектах:

1) наличие, границы, время существование мира

2) единство мира, бытия

3) мир является реальностью для осознания и действия каждого человека.

Бытие выступает в самых различных формах. Есть бытие естественное и искусственное, созданное человеком, природное и социальное, неорганическое, неживое и дивое.

Первое осознание категории Б. принадлежит Пармениду, который среди субъективных мыслей человека выделил мысль, выводящую за пределы субъективного, не существование чего-то, а просто существование. Платон разделил бытие на «бытие по мнению» (видимую внешнюю реальность) и «истинное бытие» (доступное философскому разуму). По Аристотелю Б. – живая субстанция, характеризующаяся материальностью, структурой, причинностью и целью. Наступление христианской веры соединило философию с познанием Бога. В средние века для доказательства бытия Бога выводилось понятие Абсолютного бытия из бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. В эпоху Возрождения началось выделение естественных наук из философии, в связи с чем, понятие Б. рассматривалось как нечто вещественное, конкретное, противостоящее человеку и разуму. Новому времени характерен субстанциональный подход к Б. (субстанция – неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание). Декарт рассматривал Б. через призму человеческого анализа сознания: «Я мыслю, значит, существую». Лейбниц выводил понятие Б. из внутреннего опыта человека. Беркли, отрицавший существование материи и утверждал: «быть – значит быть в восприятии». По Канту «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи». Гегель рассматривал Б. как процесс, вечное движение.

Диалектический материализм (ДМ) рассматривает материальность мира и его Б., как понятия тождественные. ДМ отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. Маркс, Энгельс: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Признавая Б. первичным, а сознание вторичным, ДМ трактует сознание не как пассивное отражение, а как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.

Предмет философии – совокупное отношение человека к миру в целом. Объектом познания является мир в целом (включая человечество), субъектом – человек и человечество.

Перед человеком стоит необходимость познания мира. Исторически философы по-разному понимали субстанцию мира. Спиноза: сущность мира – мышление. Гегель: сущность мира – мировой разум. Маркс и Энгельс, Ленин: основа жизни и мира – материя.

Есть ли что-то такое, что лежит в основе всего, из чего все можно сделать и во что все может превратиться. Это и называется субстанция.

Есть ли субстанция в основе всего многообразия мира? Все вещи приходящие. Всё, что имеет начало, имеет конец. Но куда все уходит? Может в другой мир? Может тогда этот мир не настоящий. Мир един или не един? Множество таких проблем составляют понимание мира как системы, как целого. Един мир или нет и в чем его единство – основная проблема, которую решают философы. Большинство говорят, что мир един, но объясняют это единство по разному. Для идеалистов единство мира заключается в мировом разуме, духе. Для материалистов единство мира заключается в материальной сфере.

Как это доказать? Это доказывается всей исторической практикой существования человечества, всем развитием наук, всей историей накопления знаний и самой жизнью. Сколько люди не живут, никакого другого мира никто нигде не встречал.

Все в мире изменчиво, кроме субстанции. Для материалистов субстанция – материя, для идеалистов – дух. Были попытки объяснить мир исходя из двух субстанций, что они всегда параллельно существовали. Эти учения называются дуализм. Но он не может ответить на основной вопрос философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: