Категория бытие и её смысл. Бытие как основа и предпосылка единства мира. Проблема субстанции

Бытие – это исходное понятие любой философии. Под Б. в самом широком смысле этого слова понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Б. – 1) ф. категория для обозначения мира, как целостной системы (Иванов), 2) философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю (Словарь под. ред. Фролова).

Б. существует в виде множества разнообразных вещей. Оно существует в виде процесса (Б. живых и неживых предметов), как природное и социальное, как материальное и духовное. Б. существует в разнообразных формах.

Проблема Б. в философии рассматривается в трех аспектах:

1) наличие, границы, время существование мира

2) единство мира, бытия

3) мир является реальностью для осознания и действия каждого человека.

Бытие выступает в самых различных формах. Есть бытие естественное и искусственное, созданное человеком, природное и социальное, неорганическое, неживое и дивое.

Первое осознание категории Б. принадлежит Пармениду, который среди субъективных мыслей человека выделил мысль, выводящую за пределы субъективного, не существование чего-то, а просто существование. Платон разделил бытие на «бытие по мнению» (видимую внешнюю реальность) и «истинное бытие» (доступное философскому разуму). По Аристотелю Б. – живая субстанция, характеризующаяся материальностью, структурой, причинностью и целью. Наступление христианской веры соединило философию с познанием Бога. В средние века для доказательства бытия Бога выводилось понятие Абсолютного бытия из бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. В эпоху Возрождения началось выделение естественных наук из философии, в связи с чем, понятие Б. рассматривалось как нечто вещественное, конкретное, противостоящее человеку и разуму. Новому времени характерен субстанциональный подход к Б. (субстанция – неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание). Декарт рассматривал Б. через призму человеческого анализа сознания: «Я мыслю, значит, существую». Лейбниц выводил понятие Б. из внутреннего опыта человека. Беркли, отрицавший существование материи и утверждал: «быть – значит быть в восприятии». По Канту «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи». Гегель рассматривал Б. как процесс, вечное движение.

Диалектический материализм (ДМ) рассматривает материальность мира и его Б., как понятия тождественные. ДМ отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. Маркс, Энгельс: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Признавая Б. первичным, а сознание вторичным, ДМ трактует сознание не как пассивное отражение, а как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.

Предмет философии – совокупное отношение человека к миру в целом. Объектом познания является мир в целом (включая человечество), субъектом – человек и человечество.

Перед человеком стоит необходимость познания мира. Исторически философы по-разному понимали субстанцию мира. Спиноза: сущность мира – мышление. Гегель: сущность мира – мировой разум. Маркс и Энгельс, Ленин: основа жизни и мира – материя.

Есть ли что-то такое, что лежит в основе всего, из чего все можно сделать и во что все может превратиться. Это и называется субстанция.

Есть ли субстанция в основе всего многообразия мира? Все вещи приходящие. Всё, что имеет начало, имеет конец. Но куда все уходит? Может в другой мир? Может тогда этот мир не настоящий. Мир един или не един? Множество таких проблем составляют понимание мира как системы, как целого. Един мир или нет и в чем его единство – основная проблема, которую решают философы. Большинство говорят, что мир един, но объясняют это единство по разному. Для идеалистов единство мира заключается в мировом разуме, духе. Для материалистов единство мира заключается в материальной сфере.

Как это доказать? Это доказывается всей исторической практикой существования человечества, всем развитием наук, всей историей накопления знаний и самой жизнью. Сколько люди не живут, никакого другого мира никто нигде не встречал.

Все в мире изменчиво, кроме субстанции. Для материалистов субстанция – материя, для идеалистов – дух. Были попытки объяснить мир исходя из двух субстанций, что они всегда параллельно существовали. Эти учения называются дуализм. Но он не может ответить на основной вопрос философии.





Подборка статей по вашей теме: