ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения дисциплины "Философия"
по направлению "Психология, Экономика, Менеджмент, Юриспруденция"
(заочная форма обучения)
Содержание
1 Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий ……………...….. 3
2 План изучения дисциплины …………………………………………………………… 4
3 Последовательность изучения дисциплины ……………………………………………………………….…..11
4 Список использованных источников………………………………………………………………………… 12-13
Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий
Семестры | Всего часов по учебному плану | В том числе учебных часов с преподавателем | ИЗ НИХ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ | Самостоятельная работа студентов | Примечание | ||||||||||
лекции | семинары | групповые упражнения | групповые занятия | лабораторные занятия | практические занятия | самостоятельная работа под руководством препод. | курсовые работы (проекты, задачи) | контрольные работы | зачет | экзамен | |||||
Уст. 1 сем | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
Итого | - |
План изучения дисциплины
|
|
№ п/п | Вид учебного занятия | Колич. уч. часов | Тема и учебные вопросы занятия | Литература и материальное обеспечение занятия | Содержание задания на самостоятельную работу студента и учебно-методическая литература | Время на самостоятельную работу студента (уч. часов) | ||||
Лк-1 | 0,5 | Семестр № 3 Тема 1.. Философия как особая наука. Предмет философии, ее структура и специфика 1.1 Объект, предмет и функции философии. 1.2. Место философии в системе духовной культуры. Классификация основных философских систем. 1.2 Структура философского знания 1.4.Типология философских учений | №4, с.20- 49 №12,с.7-26 | ** Вычертить Бл-схему по основным этапам развития философии ** Реферат на тему «Классификация основных философских систем». ** Эссе « Религиозные, философские и научные картины мира» | ||||||
ПР-1 | 0,5 - | Тема 2. Философия в цивилизациях Древнего мира 2.1. Философия Древней Индии. 2..2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян. 2. 3. Становление философии в Древней Греции 2.4. Классическая греческая философия. (Платон, Аристотель) 2.5. Философия Древнего Рима | №4, с.50-78 №12, с.26-51 № 2, с. 3-26 | ** Вычертить Бл-схему «Основы философии Пифагора, Сократа,Демокрита» ** Эссе « Гераклит как родоначальник диалектики» ** Реферат на тему «Платон как основоположник объективного идеализма» · Подготовиться к тестированию | ||||||
ПР-2 | 0,5 | Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения 3.1.Общая характеристика философии эпохи Средневековья. Патристика и схоластика. Философия Аврелия Августина (Блаженного) 3.2. Философия Фомы Аквинского. Реалисты и номиналисты. Скептицизм. 3.3.Мусульманская философия. Аль-Фараби,, Авиценна, суфизм. 3.4. Философии эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли. Т.Мор, Т.Кампанелла. | №4, с.78-99 №2, с.26-50 №12, 51-59 | Подготовить рефераты по философам Средневековья и эпохи Возрождения ** Эссе « Эразм Роттердамский» · Подготовить тесты по мыслителям эпохи Возрождения. ** Эссе « Н.Макиавелли» | ||||||
Лк-2 | 0,5 | Тема 4. Философия Нового времени (ХVII век) 4.1. Эмпиризм Френсиса Бэкона- «Новый Органон» 4.2. Философия Томаса Гоббса «Левиафан», «Основы философии» 5.3. Дуалистические воззрения Рене Декарта- «Начала философии». 5.4. Рационализм Бенедикта Спинозы- «Этика». 5.5. Философские воззрения Джона Локка. «Опыт о человеческом разуме» 5.6. Философские воззрения Готфрида Лейбница (1646- 1716). «Монадология». 5.7. Субъективный идеализм Дж.Беркли (1685-1753). Агностицизм Д.Юма (1711-1776) | №4, с.99--109 №2, с.51-59 №11,с.108-123 | · Составить тесты по темам 1-4 ** Эссе · ** Реферат на тему «Рационалистические воззрения Р. Декарта и Б.Спинозы» | ||||||
ПР-3 | 1 час | Тема 5 Французская философия эпохи Просвещения 6.1. Философские взгляды Франсуа Вольтера (1694-1778)- «Философские письма», «Философский словарь». 6.2. Социально-политическая концепция Жан-Жака Руссо-«Общественный договор» 6.3. Дени Дидро (1713-1784) - «Энциклопедии», «Философские принципы материи и движения» 6.4.Жульен Ламетри (1709- 1750) –«Человек- машина». 6.5. Шарль Луи Монтескье (1689-1755)- «О духе законов». 6.6.Поль Гольбах (1723-1789)- «Система природы». | №4, с.109-120 №11,с.125-134 | · Защита рефератов по тематике № 1-4 ** Эссе «Философские взгляды Франсуа Вольтера» ** Реферат на тему «Социально-политическая концепция Жан-Жака Руссо» | ||||||
Л к-3 | 1 час | Тема6. Немецкая классическая философия 7.1 Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов». 7.2. Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831)- «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Учение об Абсолюте (Мировом разуме). Диалектика. «Философия права» 7.3. Субъективно- идеалистическая философия ИоганнаФихте (1762-1814)- «Опыт критики всяческого откровения». Объективный идеализм ФридрихаШеллинга (1775-1854). 7.4. Материализм Людвига Фейербаха (1804-1872)- «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Т | №4,с. 120-139 №12, с. 63-68 | ** Эссе «Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта» ** Реферат на тему» Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля» | ||||||
ПР-4 | 1 час | Тема 7. Западноевропейская философия XIX – XX вв. 8.1. Карл Маркс (1818-1883)-«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»; Фридрих Энгельс (1820-1885)-«Анти-Дюринг», «Диалектика природы». . Иррационализм (философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм). Артур Шопенгауэр диалектический материализм и исторический материализм. Способ производства материальных благ как основа общественного бытия. Общественно-экономическая формация.. 8.2. Позитивизм. Огюст Конт.Эмпириокритицизм(Эрнест Мах, Рихард Авенариус) 8.3. Иррационализм (философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм). Артур Шопенгауэр (1788-1860)- как создатель «философии жизни» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление». Фридрих Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Воля к жизни как воля к власти. Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы». Экзистенциализм Серена Кьеркегора (1813- 1855)- «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева. ФеноменологияЭдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э.Фром. Герменевтика: Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер. | №4,с.139-168 №12, с.68-71 №11,с.157-201 | · Подготовиться к тестированию по темам № 6-7 ** Эссе «Философия марксизма и современность» ** Реферат на тему «Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф.Ницше» | ||||||
Пр-5 | 0,5 часа | . Тема 8. Русская философия 9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии 9.2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Илларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей) 9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев) 9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков) б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин) в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский) г) религиозная философия (Соловьев, Бердяев, Булгаков). 9.5. Отечественная философия в 20 веке: а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев), б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин), в) социальная философия (Зиновьев, Панарин), г) философские проблемы этики, культурологи (Ильин, Флоренский, Лосев) | №4, 168-197 №12, с.72-80 №2,с.66-190 №11,с.201-223 | · Подготовиться к тестированию по темам № 8-9 · Составить тесты по теме №8 · Реферат на тему «Религиозная философия в России (Соловьев, Бердяев, Булгаков). | ||||||
Лк-4 ПР-6 Лк-5 Лк-6 ПР-7 Лк-7 Лк-8 ПР-8 | 0,5 часа 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
Тема 9.. Онтология(учение о бытии). Материя и сознание.
10.1.Понятие о бытии. Категория бытияв истории философии
10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи
10.3. Проблема единства и многообразия мира
10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи
10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.
10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.
10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.
Тема 10. Гносеология
11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии.
11.2. Сущность, содержание и структура познания
11.3. Основные направления в теории познания
11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.
11. 5. Методы и формы научного познания.
Тема 11. Диалектика (философия развития)
1. Движение и развитие как важнейшие философские категории
2. Принципы и законы диалектики
3. Категории диалектики
Тема12. Антропология
1. Представление о человеке в философской мысли
2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза
3. Природа и сущность человека
4. Понятие индивида и личности
5. Смысл жизни
Тема 13. Аксиология(философия ценностей)
| №4, с.204-233 №12, с.94-117 №11,с.223-308 №11,с.378-475 №12, с.117-138 №12, с.294-312 №5, с.47-72 №12, с.138-152 №12, с.138-152 №12,с.184-206 №12,с.162-184 №6,с.251-275 №12, с.233-248; №2,с.312-389 №6,с.299-322 №12,с.229-272 №6, с.347-391 №12,с.206-228 №6,с.392-413 | · Защита рефератов по темам № 1-9 · Реферат на тему «Духовный мир. Свойства, формы, структура сознания» ** Эссе « Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.» ** Реферат на тему «Диалектика: исторические этапы» 6. ** Эссе «Флософские взгляды на природу и сущность человека» ** Эссе « Значимость ценностей для разных культур» ** Реферат на тему «Линейные и циклические концепции истории.» * Составить тесты по темам №10-14 ** Реферат на тему «Понятие культуры. Материальная и духовная культура» ** Эссе « Религия как феномен человеческой культуры» ** Реферат на тему «Профессиональная и прикладная этика» | ||||||
Всегоза предмет 72 часа в т.ч.лекции-4 практические занятия -2 самостоятельная работа -57 | ||||||||||
Последовательность изучения дисциплины
|
|
|
|
|
|
№№ тем Виды занятий | Т1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 | Т6 | Т7 | Т8 | Т9 | Т10 | Т11 | Т12 | Т13 | Т14 | Т15 | Т-16 | Т17 | Т-18 | |||||
Лекции | Лк-1 | Л | Лк-2 | Лк-3 | Лк-4 | С1 | Лк-5 | Лк-6 | Лк-7 | Лк-8 | |||||||||||||
Семинары, практические занятия | Пр-1 | Пр-2 | Пр-3 | Пр-4 | Пр-5 | Пр-6 | Пр-7 | Пр-8 | |||||||||||||||
Самостоятельная работа студента | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |