Лекция22. Психология воображения


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

вает того, как закономерности, лежащие в ее основе, воплощаются в конкретных условиях. Поэтому общие идеи истинны, но лишены соотнесения с конкретными обстоятельствами. И в этом их бедность, недостаточность.

Последней, третьей и наивысшей ступенью являются конкретные идеи. В них происходит соединение общих закономерностей с реальными. Поэтому особенностью конкретных идей является то, что они.выступают для субъекта как действительность, раскрытая в ее существенных отношениях, но не изъятая из этих отношений. Эта связь представлений действительности с тем, что конкретные идеи всегда выступают для человека как действительное, а не только мыслимое, в то время как общие идеи выступают как мыслимое. В этом заключаются одновременно и чрезвычайное преимущество, и чрезвычайная опасность конкретных идей, так как мы можем принимать за действительное то, что действительным не является. Поэтому одна из опасностей всякого рода воображения, недостаточно оснащенного критическим отношением, — это, в частности, соблазн искусства, которое вам может представить в качестве действительного то, что на самом деле не действительно. Воображение всегда открывает нам недостающее звено для решения задачи в форме конкретных идей.

Виды воображений

Есть много видов воображения, так как воображение — это не самостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи, и поэтому, естественно, нужно разделять эти виды Прежде всего логически очень важно разделять воображение на активное и пассивное. Здесь, конечно, имеется в виду не то, что есть воображение, которое активно осуществляется субъектом, а что есть воображение, происходящее как бы пассивно, совершенно без его участия. На самом деле имеется в виду мера сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа. С этой точки зрения воображение и можно разделять на активное и пассивное.

Активное воображение распространяется на все формы творческой деятельности субъекта. Это и воображение в процессе мышления, восприятия, и в волевых эмоциональных процессах как момент, ответственный за построение ключевого образа

ЕШ


ЕЕП

Но есть и пассивные виды воображения. Это прежде всего сновидения, и затем еще есть особый, как бы промежуточный вид воображения — грезы. Рассматривать все виды воображения у нас нет времени, поэтому ограничимся только двумя видами.

Активное воображение мы рассмотрим на примере его самой простой формы — так называемого репродуктивного воображения. Из пассивных видов воображения мы остановимся на сновидениях. Это тоже самая распространенная и поэтому очень важная форма воображения. А таких видов воображения, как художественное воображение во всяких видах искусства, мы для ясности касаться не будем. 1

Итак, репродуктивное воображение. Речь идет о том, чтобы восстановить конкретный образ наличной ситуации по тем сведениям или информации, которая вам сообщается. Значит, в этом случае вы не должны выдумывать, а должны только получить представление о том, что вам сообщается. На самом же деле такое представление тоже нужно построить, и условия построения тем более коварны, что большей частью остаются скрытыми. И поэтому нам выгодно в экспериментальных целях взять такой случай построения репродуктивного воображения, т. е. ситуацию, когда мы как будто бы воспроизводим, представляем, воображаем то, что есть перед нами. Мы рассмотрим один такой случай, кстати, практически очень важный — умение читать карту, т. е. умение строить представление о местности по карте Это действительно типичный случай репродуктивного воображения

Казалось бы, на карте даны все указания относительно того, с какой местностью вы имеете дело. Но все-таки карта — это система условных знаков, и чтобы ею хорошо пользоваться, нужно обязательно перевести ее в этот конкретный образ. Это, между прочим, тоже очень интересная вещь. Потому что, казалось бы, ну зачем осуществлять такой промежуточный и довольно трудоемкий процесс? Есть карта, есть все указания — читайте, что там написано, что там обозначено, и действуйте согласно этим обозначениям, тем более что вы понимаете эти знаки. Но оказывается, что этого недостаточно! И приходится специально учить людей умению воспроизвести конкретный образ ситуации, условно изображенный на карте.

Есть такое исследование, проведеное одним военным (исследование выполнено М. В Гамезо — А П.) под руководством профессо-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: