При Иване III сформировалась монархия с сильной великокняжеской властью. Во главе государства стоял великий князь – «Государь Всея Руси» (официально так именовался Иван III с 1485 г.). Его власть была деспотической, т. е. неограниченной, стояла выше законов. «Мы Божией милостию Государи на своей земле изначала…, а поставление имеем от Бога», – заявлял Иван III. Подданные рабски подчинялись ему. Иван заимствовал некоторые элементы золотоордынской политической системы: царь – выше всех, остальные – его холопы.
Ниже монарха стояли удельные князья (братья и племянники великого князя). Затем – служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Удельные князья и бояре обязаны были присягать на верность великому князю. Непокорных удельных князей Иван III жестоко наказывал. Своего брата Андрея Большого (1446–1493) он заточил в тюрьму, где тот умер, его сыновей насильно постриг в монахи, а Угличский удел брата присоединил к своим владениям.
|
|
Боярская дума – постоянно действующий совещательный орган при великом князе, который решал вопросы внутренней и внешней политики. Её члены – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Действовало мéстничество – порядок назначения на должность в соответствии со знатностью рода и давностью службы великому князю. Местничество препятствовало продвижению способных, но незнатных людей. Между феодалами вспыхивали местнические споры.
Служилые люди – дворяне и дети боярские – мелкие феодалы, «испомещались», т. е. получали в пользование земли-поместья за службу великому князю. (До XIV в. дворянами называли двóрню, слуг на княжеском дворе).
При Иване III действовали два государственных ведомства:
1. Государева Казна – государственная канцелярия, ведала финансами, архивом и государственной печатью. Руководил ею казначей.
2. Государев Дворец управлял имуществом и землями великого князя. Возглавлялся дворским (дворецким). Ему подчинялись «путные бояре», управлявшие «путями» – отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие,стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т. д.).
Внутри Казны и Дворца возникли особые ведомства – столы, управляемые дьяками. Позже, в XVI–XVII вв. они развились в приказы – органы управления, руководившие военными, судебными, финансовыми и другими делами. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.
Государство делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на волости. Уездами управляли бояре-наместники («кормлéнщики»). Они собирали «корм» (налоги) с населения. Станом руководил становщи́к, волостью – волостéль. С 1425 г. начался процесс замены прозвищ на фамилии у знатных лиц и у служилых людей.
|
|
Судебник Ивана III. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III, установивший единые правовые нормы на всей территории государства. Статья 2 Судебника запрещала судье брать посýлы (взятки) и решать дела, исходя из личных выгод: «...а судом не мстити, ни дружити никому». В уголовных делах всё решалось единоборством (полем) – за совершение тяжких преступлений – «татьбу» (воровство), разбой, «душегубство» (преднамеренное убийство), поджог и другие «лихие дела» побеждённого в единоборстве считали виновным и казнили смертью.
Статья 57 ограничивала переход крестьян от одного феодала к другому. Переход разрешался только за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. При переходе крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое» – компенсацию помещику за трудовые потери при уходе крестьянина (1 рубль серебром). Это были большие деньги: цена рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов мёда. «Норма Юрьева дня» явилась первым шагом на пути к закрепощению крестьян. В Западной Европе уже начался процесс освобождения крестьян и горожан. В России же этот процесс развивался в обратном направлении.
Судебник нёс на себе влияние деспотических законов Золотой Орды. Были введены восточные пыточные средства: битьё палками по пяткам, вколачивание гвоздей под ногти. Позднее появился турецкий обычай сажать людей на кол и другие жестокие истязания.
София Палеолог. Супруга Ивана III Мария Тверская умерла в 1467 г., оставив великому князю наследника – Ивана, прозванного Молодым (1458–1490). В 1453 г. Византия пала под ударом турецкого султана Мехмеда II, её последний император Константин XI Палеолог (1405–1453) погиб при штурме столицы. Европа бросила Византию на произвол судьбы. Константинополь стал Стамбулом. Православные храмы превратились в мечети. В 1469 г. Папа римский Павел II, намереваясь распространить своё влияние на Россию, предложил Ивану III жениться на племяннице последнего византийского императора – Зое (Софии) Палеолóг (1455–1503). В 1472 г. в Москве состоялась свадьба. Иван III заимствовал византийские традиции и знаки власти – державу, скипетр, бармы (оплечья). Гербом Московского государства стал двуглавый орёл. Возник тезис «Москва – третий Рим». Москва объявила себя преемницей Византийской империи и центром истинного христианства. София родила Ивану 12 детей, в том числе сына Василия.
Династический кризис. Иван III назначил наследником старшего сына от первой жены – Ивана Молодого, но в 1490 г. 34-летний Иван Молодой умер (возможно, был отравлен Софией Палеолог), оставив после себя сына Дмитрия (Внука, 1483–1509). В результате оказалось два претендента на престол – 6-летний внук Дмитрий и 10-летний сын Ивана III и Софии Палеолог Василий. Возник династический кризис.
Сначала Иван III венчал на царство (именно на царство, а не на великое княжение) Дмитрия. В 1497 г. он наложил опалу на Софию и 18-летнего Василия, посадив под домашний арест. Однако в 1502 г. царевич Дмитрий Внук вместе с матерью – невесткой Ивана III Еленой Стефановной «Волошанкой» († 1505) были заточены и умерли в темнице. «Разве не волен я в своём внуке и своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение», – заявил Иван III. Василий получил титул великого князя и стал соправителем отца. София Палеолог скончалась в 1503 г. Возможно, она была отравлена. В 2000 г. при анализе её останков был обнаружен яд.
Василий III (1505 – 1533 гг.). После смерти 65-летнего Ивана III его политику продолжил сын Василий III (1479–1533). В 1510 г. Василий III присоединил Псковские, в 1521 г. – Рязанские земли, в 1514 г. отвоевал у Литвы Смоленск. В 1521 г. крымский хан Мехмед I Гирей возвёл на Казанский престол своего младшего брата Сахиба Гирея, после чего они совместно совершили победоносный поход на Московское княжество. Василий III был вынужден подписать кабальную грамоту, по которой обязался выплачивать Крыму дань в том объёме, в котором она платилась Золотой Орде.=+++
|
|
Династический кризис. В 1505 г. Василий женился на боярышне Соломонии (Саломее) Сабуровой (ок. 1490–1542). Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После 20 лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей. В 1525 г. князь обвинил Соломонию в бесплодии, насильно постриг её в монахини и заточил в суздальский Покровский монастырь. Василий III женился вторым браком на юной Елене Глинской (ок. 1508–1538) из рода литовских князей, перешедших на службу Москве. В 1530 г. Елена родила Василию III сына Ивана. Умирая, 54-летний Василий III во главе государства оставил трёхгодовалого Ивана IV – будущего Ивана Грозного.
Государство и церковь в XV–начале XVI вв.
Русская православная церковь выступала за укрепление великокняжеской власти и государства. Вопросы церковной жизни решали Церковные соборы – собрания, совещания руководителей Русской православной церкви. Они избирали и назначали митрополитов и епископов.
Флорентийская ýния. Константинопольский патриарх подписал в 1439 г. в г. Флоренции Флорентийскую ýнию (объединение) с католической церковью. В ответ Василий II разорвал отношения с Константинопольской патриархией и арестовал московского митрополита грека Иси́дора, подписавшего унию. Вскоре Исидор бежал в Рим. В 1448 г. митрополитом был избран рязанский епископ Иона. В 1453 г., после захвата турками Константинополя и падения Византии, русская церковь окончательно стала автокефáльной (самостоятельной). В 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две митрополии: Московскую и Киевскую.
|
|
Ереси. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде возникли éреси (от греч. éресис – особое вероучение) – учения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Ересь стригольников (основатель – Карп-стригольник, или стригаль; другая версия – от «расстриженных», т. е. священников, лишённых сана) – отвергала дóгматы (утверждения) церкви, не выдерживающие критики с позиций разума. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.
В кон. XV в. в Новгороде распространилась ересь жидовствующих (схариизм). Еретиков обвиняли в иудаизме («жидовстве»), поскольку они не признавали иконы и Святую Троицу. Еретики Фёдор Курицын, Матвей Башки́н, Феодосий Косой отрицали церковные обряды, священников, монашество, иконопочитание, богочеловеческую природу Христа. В 1480 г. Ивану III так понравились речи новгородских еретиков Дионисия и Алексея, что он привёз их в Москву. Еретикам покровительствовала и невестка Ивана III Елена Стефановна (Волошанка). В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В 1504 г. лидеров еретиков сожгли в деревянных клетках-срубах на льду Москвы-реки, а в Новгороде утопили с камнем на шее в р. Вóлхов.
Вопрос о церковном землевладении. По инициативе Сергия Радонежского монастыри перешли с «келиотского» устава к «общежитийному». При «келиотском» уставе монахи имели отдельное хозяйство. Согласно «общежитийному» уставу, монастыри стали общиной с коллективной собственностью, имели право приобретать земли. Монастырям жаловали земли князья и бояре в виде вкладов («на упокой души»). Церковь стала крупнейшим землевладельцем. Иван III хотел провести секуляризацию – конфискацию церковных земель в пользу государства.
Внутри церкви возник спор нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Нестяжатели (глава – Нил Сóрский, основатель монастыря под Вологдой на р. Сорке, 1433–1508) выступали за воздержание и аскетизм, против обладания церковью богатствами, вспоминая библейское выражение «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное».
Иосифляне, или стяжатели (глава – Иосиф Волóцкий, основатель Волоколамского монастыря, 1439/40–1515), наоборот, считали, что «богатая церковь – сильная церковь». Иосифляне стремились утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», утверждавшая, что белый клобук (головной убор митрополита) выше царского венца. В противовес «Повести…» было создано «Сказание о князьях владимирских». В нём утверждается, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора «Августа-кесаря», а князь Владимир Мономах получил регалии (знаки царской власти) от своего деда – императора Византии Константина Мономаха. После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлян отступился от идеи секуляризации, отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что «священство преболе царства», то теперь писал, что царя следует «почитати, а не сваритися с ним».
При Василии III нестяжатели подверглись гонениям: боярин Иван Берсень-Беклемишев был обезглавленн в 1525 г., богослов Максим Грек осуждён на церковных соборах 1525 и 1531 гг., князь Василий Патрикеев (Вассиан Косой) насильно пострижен в 1531 г. в монахи.
«Москва – третий Рим». Игумен псковского Елеазарова монастыря Филофéй в 1520-х гг. в своих посланиях проповедовал теорию «Москва – третий Рим». Он утверждал, что центр христианства из Рима и Константинополя переместился в Москву. Первый Рим был погублен католичеством, второй Рим – Константинополь – погряз в грехах и по воле Божьей захвачен турками. Теперь только православная Москва способна стать мировым центром истинного христианства, а Русское государство должно выполнить свою мировую миссию, спасти человечество от ересей и стать мировой державой. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал Филофей.
Таким образом, к кон. XV–нач. XVI в. произошло объединение бóльшей части русских земель вокруг Москвы. Процесс объединения был жёстким, насильственным, желающих войти добровольно не было. В итоге образовалась самая крупная держава Европы с населением от 6 до 15 млн. человек. Государство продолжало называться Московским, за рубежом – Москóвией, но постепенно стало входить в обиход новое название – Россия.
Список литературы для более углублённого изучения темы
Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. (Иван III). Новосибирск, 1991. URL: https://lib.rus.ec/b/258457/read
Алексеев Ю. Г. Закат боярской республики в Новгороде: «К Москве хотим». Л., 1991. URL: https://lib.rus.ec/b/261641/read
Алексеев Ю. Г. Под знамёнами Москвы. М., 1992. URL: https://lib.rus.ec/b/327812/read
Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III: традиция и реформа. СПб., 2001. ИвГУ:63.3(2)/И18.
Бачинин В. А. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский // Вопр. истории. 2008. № 10. С. 3–13.
Борисов Н. С. Иван III. М., 2000. (Сер. ЖЗЛ). ИОНБ:1.272.505. URL: https://lib.rus.ec/b/132271/read; URL: https://lib.ololo.cc/b/132271/read
Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-библиограф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284.
Вернадский Г. В. История России: Россия в средние века. М., 1997. URL: https://lib.rus.ec/b/73691/read
Волков В. Хитрая война: Московско-литовское противостояние 1492–1494 годов // Родина. 2003. № 11. С. 60–63.
Горский А. А. «Здесь конец нашему рабству»: Когда Москва освободилась от власти Орды? // Родина. 2003. № 11. С. 98–101.
Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003. URL: https://lib.rus.ec/a/81799/read
Горский А. А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды // Вопр. истории. 1997. № 5. С. 21–37.
Жиганков О. А. Еретики, или люди, опередившие время. М., 1996. URL: https://lib.rus.ec/b/138219/read
Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991.URL:https://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zimin.htm#01; ИОНБ:1.202.841
Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982. URL: https://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zimin.htm#01
Казаков Р. Б. Судебник 1497 года // Вопр. истории. 2000. № 3.
Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/191048/read
Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1984. ИОНБ:1.002.431.
Ключевский В. О. Курс русской истории. В 9 т. М., 1989. URL: https://lib.rus.ec/b/67092/read
Ковалёв-Случевский К. П. Юрий Звенигородский. М., 2008.
Костомаров Н. И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., 1994. URL: https://lib.rus.ec/b/194065/read
Липатов А. В. Великое княжество Литовское: исторический феномен симбиоза этнических культур // Вопр. философии. 2003. № 11.
Лурье Я. С. Русь XV века: отражение в раннем и независимом летописании // Вопр. истории. 1993. № 11/12. С. 3–17.
Мельников С. А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации // Вопр. истории. 2001. № 11–12.
Московское государство при Иване III // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 177–202. ИОНБ:1.243.702.
Петров А. В. Марфа Борецкая // Вопр. истории. 1994. № 12.
По М. Выбор пути: Почему Московия не стала Европой // Родина. 2003. № 11. С. 25–27.
Синицына Н. «Новый царь Константин новому граду Константину»: Становление идеологии Русского государства в XV в.// Родина. 2003. № 12.
Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный. М., 2008. URL: https://lib.rus.ec/b/378029/read
Скрынников Р. Г. Иван III. М., 2006. URL: https://lib.rus.ec/b/243269/read
Скрынников Р. Г. Крест и икона: Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. СПб., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/С458.
Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2) /С458. URL: https://lib.rus.ec/b/80072/read
Скрынников Р. Г. Святители и власти. М., 1990. URL: https://lib.rus.ec/b/351596/read
Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: https://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Филюшкин А. И. Василий III. М., 2010. (Сер. ЖЗЛ).
Филюшкин А. И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 144–148.
Фроянов И. Я. Судебник Ивана III. Становление самодержавного государства на Руси. СПб., 2004. ИОНБ:1.324.066.
Хорошкевич А. Россия или Московия? // Родина. 2005. № 11.
Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. М., 1987. URL: https://lib.rus.ec/b/389537/read
Широкорад А. Б. Давний спор славян: Россия. Польша. Литва. М., 2007. Раздел 1. URL: https://lib.rus.ec/a/20311/read
Широкорад А. Б. Русь и Орда. М., 2004. URL: https://lib.rus.ec/b/193476/read
Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. В 4 т. СПб., 2000. Т. 2: Русь и Литва. ИвГУ:63.3(2)/Ш754.
Юрганов А. Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 118–132.
Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV веке // Отечеств. история. 1995. № 3. С. 150–157.