Государственно-политический строй Московии в XV– нач. XVI в. При Иване III сформировалась монархия с сильной великокняжеской властью

При Иване III сформировалась монархия с сильной великокняжеской властью. Во главе государства стоял великий князь – «Государь Всея Руси» (официально так именовался Иван III с 1485 г.). Его власть была деспотической, т. е. неограниченной, стояла выше законов. «Мы Божией милостию Государи на своей земле изначала…, а поставле­ние имеем от Бога», – заявлял Иван III. Подданные рабски подчинялись ему. Иван заимствовал некоторые элементы золотоордынской политической системы: царь – выше всех, остальные – его холопы.

Ниже монарха стояли удельные князья (братья и племянники великого князя). Затем – служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Удельные князья и бояре обязаны были присягать на верность великому князю. Непокорных удельных князей Иван III жестоко наказывал. Своего брата Андрея Большого (1446–1493) он заточил в тюрь­му, где тот умер, его сыновей насильно постриг в монахи, а Угличский удел брата присоединил к своим владениям.

Боярская думапостоянно дей­ствую­щий совеща­тельный орган при великом князе, который решал вопросы внутрен­ней и внешней политики. Её чле­ны – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Действовало мéстничествопорядок назначения на долж­ность в со­ответствии со знатностью рода и давно­стью службы великому князю. Местничество препятствовало продвижению способных, но не­знатных людей. Между феодалами вспыхивали местнические споры.

Служилые люди – дворяне и дети боярские – мелкие феодалы, «испомещались», т. е. получали в пользование земли-поместья за службу великому князю. (До XIV в. дворянами называли двóрню, слуг на княжеском дворе).

При Иване III действовали два государственных ведом­ства:

1. Государева Казна – государ­ственная канцелярия, ведала финансами, архивом и государственной печатью. Руководил ею казначей.

2. Государев Дворец управ­лял имуществом и землями великого князя. Возглавлялся дворским (дворецким). Ему подчинялись «путные бояре», управлявшие «путями» – отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие,стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т. д.).

Внутри Казны и Дворца возникли особые ведомства – столы, управляемые дьяками. Позже, в XVI–XVII вв. они развились в приказы – органы управления, руково­дившие военными, судебными, финансовыми и другими делами. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.

Государство делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на во­лости. Уездами управляли бояре-наместники («кормлéн­щики»). Они собирали «корм» (налоги) с населения. Станом руководил становщи́к, волостью – волостéль. С 1425 г. начался процесс замены прозвищ на фамилии у знатных лиц и у служилых людей.

Судебник Ивана III. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III, ус­тано­вивший единые правовые нормы на всей территории государ­ства. Статья 2 Судебника запрещала судье брать посýлы (взятки) и решать дела, исходя из личных выгод: «...а судом не мстити, ни дру­жити никому». В уголовных делах всё решалось единоборством (полем) – за совершение тяжких преступлений – «татьбу» (воровство), разбой, «душегубство» (преднамеренное убийство), поджог и другие «лихие дела» побеждённого в единоборстве считали виновным и казнили смертью.

Статья 57 ограничивала переход крестьян от одного феодала к дру­гому. Переход разрешался только за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после, когда заканчивались сельскохозяйствен­ные работы. При переходе крестья­нин должен был заплатить феодалу «пожилое»компенсацию помещику за трудо­вые потери при уходе крестьянина (1 рубль серебром). Это были большие деньги: цена рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пу­дов мёда. «Норма Юрьева дня» явилась первым шагом на пути к закрепо­щению крестьян. В Западной Европе уже начался процесс освобожде­ния крестьян и горожан. В России же этот процесс развивался в обратном направ­лении.

Судебник нёс на себе влияние деспотических законов Золотой Орды. Были введены восточные пыточные средства: битьё палками по пяткам, вколачивание гвоздей под ногти. Позд­нее появился турец­кий обычай сажать людей на кол и другие жестокие ис­тязания.

София Палеолог. Супруга Ивана III Мария Тверская умерла в 1467 г., оставив великому князю наследника – Ивана, прозванного Молодым (1458–1490). В 1453 г. Византия пала под ударом турецкого султана Мехмеда II, её последний император Константин XI Палеолог (1405–1453) погиб при штурме столицы. Европа бросила Византию на произвол судьбы. Константинополь стал Стамбулом. Православные храмы превратились в мечети. В 1469 г. Папа римский Павел II, намереваясь распространить своё влияние на Россию, предложил Ивану III жениться на племяннице послед­него византийского императора – Зое (Софии) Палеолóг (1455–1503). В 1472 г. в Москве состоялась свадьба. Иван III заимствовал византийские традиции и знаки власти – державу, скипетр, бармы (оплечья). Гербом Московского госу­дарства стал двуглавый орёл. Возник тезис «Москва – третий Рим». Москва объявила себя преемницей Византий­ской империи и центром истинного христианства. София родила Ивану 12 детей, в том числе сына Василия.

Династический кризис. Иван III назначил наследником старшего сына от первой жены – Ивана Молодого, но в 1490 г. 34-летний Иван Моло­дой умер (возможно, был отравлен Софией Палеолог), оставив после себя сына Дмитрия (Внука, 1483–1509). В результате оказалось два пре­тендента на престол – 6-летний внук Дмитрий и 10-летний сын Ивана III и Софии Палеолог Василий. Возник династический кризис.

Сначала Иван III венчал на царство (именно на цар­ство, а не на великое княжение) Дмитрия. В 1497 г. он наложил опалу на Софию и 18-летнего Василия, посадив под домашний арест. Однако в 1502 г. царевич Дмитрий Внук вместе с матерью – невесткой Ивана III Еленой Стефа­новной «Волошанкой» († 1505) были заточены и умерли в темнице. «Разве не волен я в своём внуке и своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение», – заявил Иван III. Василий получил титул великого князя и стал соправи­телем отца. София Палеолог скончалась в 1503 г. Возможно, она была отравлена. В 2000 г. при анализе её останков был обнаружен яд.

Василий III (1505 – 1533 гг.). После смерти 65-летнего Ивана III его политику продолжил сын Василий III (1479–1533). В 1510 г. Василий III присоеди­нил Псков­ские, в 1521 г. – Рязанские земли, в 1514 г. отвоевал у Литвы Смоленск. В 1521 г. крымский хан Мехмед I Гирей возвёл на Казанский престол своего младшего брата Сахиба Гирея, после чего они совместно совершили победоносный поход на Московское княжество. Василий III был вынужден подписать кабальную грамоту, по которой обязался выплачивать Крыму дань в том объёме, в котором она платилась Золотой Орде.=+++

Династический кризис. В 1505 г. Василий женился на боярышне Соломонии (Саломее) Сабуровой (ок. 1490–1542). Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После 20 лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей. В 1525 г. князь обвинил Соломонию в бесплодии, насильно постриг её в монахини и заточил в суздальский Покровский монастырь. Василий III женился вторым браком на юной Елене Глинской (ок. 1508–1538) из рода литовских князей, перешедших на службу Москве. В 1530 г. Елена родила Василию III сына Ивана. Умирая, 54-летний Василий III во главе государства оставил трёхгодовалого Ивана IV – будущего Ивана Грозного.

Государство и церковь в XV–начале XVI вв.

Русская православная церковь выступала за укрепление великокняже­ской власти и государства. Вопросы церковной жизни решали Церковные соборысобрания, совещания руководителей Русской православной церкви. Они избирали и назначали митрополитов и епископов.

Флорентийская ýния. Кон­стантинопольский патриарх подписал в 1439 г. в г. Флоренции Флорентийскую ýнию (объединение) с католиче­ской церковью. В ответ Василий II разорвал отношения с Кон­стантинопольской патриархией и арестовал московского митрополита грека Иси́дора, подписавшего унию. Вскоре Исидор бежал в Рим. В 1448 г. митрополитом был избран рязанский епископ Иона. В 1453 г., после захвата турками Константинополя и падения Византии, русская церковь окончательно стала автокефáльной (самостоятельной). В 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две митрополии: Московскую и Киевскую.

Ереси. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде возникли éреси (от греч. éресис – особое вероучение) – учения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Ересь стригольников (основа­тель – Карп-стригольник, или стригаль; другая версия – от «расстри­женных», т. е. священников, лишённых сана) – отвергала дóгматы (утверждения) церкви, не вы­держиваю­щие критики с позиций разума. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В кон. XV в. в Новгороде распространилась ересь жидовствующих (схари­изм). Ере­тиков обви­няли в иудаизме («жидовстве»), поскольку они не признавали иконы и Святую Троицу. Еретики Фёдор Курицын, Матвей Башки́н, Фео­досий Косой отри­цали церковные об­ряды, свя­щенников, монашество, иконо­почита­ние, богочелове­ческую природу Христа. В 1480 г. Ивану III так понрави­лись речи новгородских еретиков Дионисия и Алексея, что он привёз их в Мо­скву. Еретикам покровительство­вала и невестка Ивана III Елена Сте­фановна (Волошанка). В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В 1504 г. лидеров еретиков сожгли в деревянных клетках-срубах на льду Москвы-реки, а в Новгороде утопили с камнем на шее в р. Вóлхов.

Вопрос о церковном землевладении. По инициативе Сергия Радонеж­ского монастыри перешли с «кели­отского» устава к «обще­житийному». При «кели­отском» уставе монахи имели отдельное хозяйство. Со­гласно «общежитий­ному» уставу, монастыри стали общиной с кол­лективной собственностью, имели право приобретать земли. Монастырям жаловали земли князья и бояре в виде вкладов («на упокой души»). Цер­ковь стала крупнейшим землевладельцем. Иван III хотел провести секуляри­зациюконфискацию церковных земель в пользу государства.

Внутри церкви возник спор нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Нестя­жатели (глава – Ни­л Сóрский, основатель монастыря под Вологдой на р. Сорке, 1433–1508) выступали за воздержание и аскетизм, против обладания церковью богатст­вами, вспоминая библейское выраже­ние «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное».

Иосифляне, или стяжатели (глава – Иосиф Волóцкий, основатель Во­локоламского монастыря, 1439/40–1515), наоборот, считали, что «бога­тая церковь – сильная церковь». Иосифляне стремились утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», утверждавшая, что белый клобук (головной убор митрополита) выше царского венца. В противовес «Повести…» было создано «Сказание о князьях владимирских». В нём утверждается, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора «Ав­густа-кесаря», а князь Владимир Мономах получил регалии (знаки царской власти) от своего деда – императора Византии Константина Мономаха. После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлян отступился от идеи секуляризации, отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что «священство преболе царства», то теперь писал, что царя следует «почитати, а не сваритися с ним».

При Василии III нестяжа­тели подверглись гонениям: боярин Иван Берсень-Беклемишев был обезглавленн в 1525 г., богослов Максим Грек осуждён на церковных соборах 1525 и 1531 гг., князь Василий Патри­кеев (Вассиан Косой) насильно постри­жен в 1531 г. в монахи.

«Москва – третий Рим». Игумен псковского Елеазарова монастыря Филофéй в 1520-х гг. в своих посланиях проповедовал теорию «Москва – третий Рим». Он утверждал, что центр хри­стианства из Рима и Константино­поля переместился в Москву. Первый Рим был погублен католичеством, второй Рим – Константинополь – погряз в гре­хах и по воле Божьей захвачен турками. Теперь только право­слав­ная Москва способна стать мировым центром истинного христианст­ва, а Русское государство должно выполнить свою мировую миссию, спасти человечество от ересей и стать мировой державой. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал Фило­фей.

Таким образом, к кон. XV–нач. XVI в. произошло объеди­нение бóльшей части русских земель вокруг Москвы. Процесс объединения был жёстким, насильственным, желающих войти добровольно не было. В итоге об­разова­лась самая круп­ная держава Европы с населением от 6 до 15 млн. человек. Госу­дарство про­должало назы­ваться Московским, за рубежом – Москóвией, но постепенно стало входить в обиход новое название – Россия.

Список литературы для более углублённого изучения темы

Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. (Иван III). Новосибирск, 1991. URL: https://lib.rus.ec/b/258457/read

Алексеев Ю. Г. Закат боярской республики в Новгороде: «К Москве хотим». Л., 1991. URL: https://lib.rus.ec/b/261641/read

Алексеев Ю. Г. Под знамёнами Москвы. М., 1992. URL: https://lib.rus.ec/b/327812/read

Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III: традиция и реформа. СПб., 2001. ИвГУ:63.3(2)/И18.

Бачинин В. А. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский // Вопр. истории. 2008. № 10. С. 3–13.

Борисов Н. С. Иван III. М., 2000. (Сер. ЖЗЛ). ИОНБ:1.272.505. URL: https://lib.rus.ec/b/132271/read; URL: https://lib.ololo.cc/b/132271/read

Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-биб­лио­граф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284.

Вернадский Г. В. История России: Россия в средние века. М., 1997. URL: https://lib.rus.ec/b/73691/read

Волков В. Хитрая война: Московско-литовское противостояние 1492–1494 годов // Родина. 2003. № 11. С. 60–63.

Горский А. А. «Здесь конец нашему рабству»: Когда Москва осво­бо­дилась от власти Орды? // Родина. 2003. № 11. С. 98–101.

Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003. URL: https://lib.rus.ec/a/81799/read

Горский А. А. О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от вла­сти Орды // Вопр. истории. 1997. № 5. С. 21–37.

Жиганков О. А. Еретики, или люди, опередившие время. М., 1996. URL: https://lib.rus.ec/b/138219/read

Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991.URL:https://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zimin.htm#01; ИОНБ:1.202.841

Зимин А. А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982. URL: https://annals.xlegio.ru/rus/zimin/zimin.htm#01

Казаков Р. Б. Судебник 1497 года // Вопр. истории. 2000. № 3.

Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/191048/read

Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1984. ИОНБ:1.002.431.

Ключевский В. О. Курс русской истории. В 9 т. М., 1989. URL: https://lib.rus.ec/b/67092/read

Ковалёв-Случевский К. П. Юрий Звенигородский. М., 2008.

Костомаров Н. И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М., 1994. URL: https://lib.rus.ec/b/194065/read

Липатов А. В. Великое княжество Литовское: исторический фено­мен сим­биоза этнических культур // Вопр. философии. 2003. № 11.

Лурье Я. С. Русь XV века: отражение в раннем и независимом лето­писа­нии // Вопр. истории. 1993. № 11/12. С. 3–17.

Мельников С. А. Наследование престола на Руси и институт сопра­ви­тель­ства как факторы централизации // Вопр. истории. 2001. № 11–12.

Московское государство при Иване III // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 177–202. ИОНБ:1.243.702.

Петров А. В. Марфа Борецкая // Вопр. истории. 1994. № 12.

По М. Выбор пути: Почему Московия не стала Европой // Родина. 2003. № 11. С. 25–27.

Синицына Н. «Новый царь Константин новому граду Констан­тину»: Ста­новление идеологии Русского государства в XV в.// Ро­дина. 2003. № 12.

Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный. М., 2008. URL: https://lib.rus.ec/b/378029/read

Скрынников Р. Г. Иван III. М., 2006. URL: https://lib.rus.ec/b/243269/read

Скрынников Р. Г. Крест и икона: Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. СПб., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/С458.

Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2) /С458. URL: https://lib.rus.ec/b/80072/read

Скрынников Р. Г. Святители и власти. М., 1990. URL: https://lib.rus.ec/b/351596/read

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: https://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

Филюшкин А. И. Василий III. М., 2010. (Сер. ЖЗЛ).

Филюшкин А. И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопр. исто­рии. 1997. № 8. С. 144–148.

Фроянов И. Я. Судебник Ивана III. Становление самодержавного государства на Руси. СПб., 2004. ИОНБ:1.324.066.

Хорошкевич А. Россия или Московия? // Родина. 2005. № 11.

Шабульдо Ф. М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. М., 1987. URL: https://lib.rus.ec/b/389537/read

Широкорад А. Б. Давний спор славян: Россия. Польша. Литва. М., 2007. Раздел 1. URL: https://lib.rus.ec/a/20311/read

Широкорад А. Б. Русь и Орда. М., 2004. URL: https://lib.rus.ec/b/193476/read

Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. В 4 т. СПб., 2000. Т. 2: Русь и Литва. ИвГУ:63.3(2)/Ш754.

Юрганов А. Л. Символ Русского государства и средневековое соз­на­ние // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 118–132.

Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV веке // Отечеств. история. 1995. № 3. С. 150–157.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: