Опричнина – особый порядок управления, система репрессивных мер, направленных на ослабление боярства, оппозиционного Ивану IV.
Причины опричнины. 1. Иван IV стремился подчинить бояр, укрепить самодержавную власть.
2. Бояре желали сохранить свои привилегии и самостоятельность.
3. Особенности характера и психики царя. Иван IV, человек маниакально-подозрительный, всех подозревал в измене.
4. Смерть в 1560 г. любимой жены царя – Анастасии. Иван IV подозревал Адашева и Сильвестра в том, что они «уморили» царицу. (Исследования её останков в 2000 г. показали наличие ртути).
5. Предательство и бегство в Литву Андрея Курбского.
6. Разногласия по внешнеполитическим вопросам. Иван IV выступал за войну с Ливонией, а Избранная рада – за борьбу с Крымом.
7. Различные представления о путях централизации государства. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился форсировать процессы централизации, немедленно добиться безграничной власти. Это привело царя к террору.
Падение Избранной рады. Иван IV подозревал членов Избранной рады в измене в связи с событиями 1533 г., когда во время болезни царь, думая, что умирает, назначил наследником новорожденного сына Дмитрия. Многие бояре (кроме Воротынского и Висковатого) не желали присягать младенцу-«пелёночнику». Адашев и Сильвестр намеревались после смерти царя возвести на престол его двоюродного брата – Владимира Андреевича Старицкого. Иван IV счёл их действия изменой. Царь выздоровел, но маленький наследник погиб во время поездки в Кирилло-Белозерский монастырь. Нянька, выходя из ладьи, уронила его в воду, и ребёнок утонул. Наследником стал следующий сын – Иван. Царь писал, что бояре «подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить».
Адашев был обвинён в измене, сослан в Ливонию и в 1561 г. скончался в темнице (возможно, покончил жизнь самоубийством). Макарий умер в 1563 г., Сильвестр попросил царя отпустить его на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался в 1566 г. простым монахом под именем Спиридон. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, Висковатый был казнён в 1670 г., Воротынский умер от пыток в 1573 г.
Начало опричнины. В конце 1564 г. после очередной ссоры с боярами Иван IV забрал казну и уехал в свою резиденцию – Александровскую (Александрову) слободу (ныне г. Александров Владимирской обл.). В январе 1565 г. Иван IV послал в Москву две грамоты. В первой – адресованной боярам – он, не желая «их изменных дел терпети», объявил о решении оставить престол. Вторая грамота сообщала простым посадским людям, что у царя «гневу на них и опалы… нет». Иван, стремясь столкнуть простых людей с боярами, достиг своей цели. Простые люди потребовали от бояр уговорить царя вернуться на престол, угрожая, что в противном случае «государственных лиходеев и изменников» сами «потребят». В Александрову слободу направилась делегация бояр и духовенства. Это царю и было нужно. После долгих уговоров Иван IV согласился вернуться на престол при двух условиях:
1. Царь получал неограниченную власть, право казнить любого, не советуясь с Боярской думой (хотя такое право он имел и раньше).
2. Страна делилась на Опричнину (личный удел царя) и Земщину.
Земщиной управляла Боярская дума и правительство во главе с Иваном Висковатым. На Земщину был наложен огромный налог в 100 тыс. рублей для заведения опричного войска.
Опричнина (от слова «опричь» – «кроме», так называлось особое удельное земельное владение) стала мощной военно-карательной машиной в руках царя. Опричнину возглавили Малюта Скуратов (Григорий Скуратов-Бельский) (?–1573 г.) и Василий Грязной (Грязный). Был создан «опричный двор» и 5-тысячное опричное войско, организованное подобно монастырскому братству. «Игуменом» считался сам царь. Опричники носили чёрные монашеские одеяния, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену. Царь, как и опричники, носил монашеское одеяние и чёрный куколь (остроконечный капюшон). Иван считал опричников праведной силой, исполняющей волю царя и Бога.
Опричный террор. Вернувшись в Москву, Иван IV развязал опричный террор. Он казнил двоих Шуйских, Ховриных и других бояр «за сношения с Курбским». Царь выселял бояр из Опричнины в Земщину. Более 100 боярских семейств выселили в Казань с конфискацией земель. В 1569 г. Иван Грозный заставил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью принять яд. Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Кóлычев) был сослан в тверской Отрочь монастырь. Из монастыря Филипп посылал обличительные грамоты царю («Филькины грамоты», как презрительно назвал их Иван Грозный). Филипп в монастыре был задушен Малютой Скуратовым. В 1566 г. на Земском соборе боярин И. Фёдоров и его сторонники обвинили царя в сумасшествии. Они были убиты. Были казнены все известные русские полководцы, в том числегерои взятия Казани – Александр Горбатый-Шуйский и Иван Выродков.
Зимой 1569–1570 гг. Иван Грозный совершил поход на Новгород, обвинив новгородцев в измене и намерении отойти к Литве. По пути опричники разгромили г. Клин, Тверь, Торжок. Репрессии в Новгороде продолжались 40 дней. Людей топили в Вóлхове по нескольку сот в день. Целые семейства уничтожались «под корень» – главу семейства, его жену и детей вместе связывали верёвками и топили в проруби. Из 30 тыс. новгородцев погибло от 3 до 10 тыс. (по другим сведениям – от 10 до 15 тыс.). Тысячи возов с награбленным имуществом сопровождали царя. Расправы постигли г. Нарву, Иван-город, Псков.
В 1670 г. в Москве Иван Грозный устроил лютую казнь 300 человек, в том числе члена Избранной рады Ивана Висковатого. Царь, Малюта Скуратов и другие опричники кололи людей пиками и секли головы. Опричники вошли во вкус насилий, выискивали врагов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. Они начали доносить и друг на друга, бороться за почётное место около царя, за земли и привилегии. По приказу царя был зарезан своим сыном видный опричник Алексей Басманов, убиты князья А. Вяземский, М. Черкасский и др. В 1573 г. Малюта Скуратов погиб в бою на Ливонии.
Неверно считать, что опричный террор был направлен только против боярства. Погибло много рядовых людей. Принципиальной разницы в уровне знатности между Опричниной и Земщиной не было. В Опричнине служили многие видные бояре. По мнению А. Юрганова, глубоко религиозный и фанатичный Иван Грозный был убеждён в божественном происхождении своей власти. Иван IV построил в Москве Опричный дворец причудливой архитектуры по образцу библейского Града Божьего, Нового Иерусалима. Веря, что он – исполнитель воли Бога накануне Страшного Суда, царь считал, что Божье праведное наказание грешников мучительной смертью ведёт к спасению их душ, адские муки имеют «целительный характер». Опричные казни являлись для царя своеобразным чистилищем перед Страшным Судом.
Нельзя думать, что происходившие в России события были чем-то особенным. Повсюду в Европе в XVI в. централизация государств сопровождалась жестокими казнями. В Испании, например, свирепствовала католическая инквизиция и король Филипп II с удовольствием смотрел, как люди горели на кострах. Король Франции Карл IX лично участвовал в резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 1572 г. Шведский король Эрик XIV пролил не меньше крови, чем Иван Грозный. Английская королева Елизавета казнила законную наследницу престола Марию Стюарт и её сторонников. Любопытно, что в ходе переписки королева Елизавета и Иван IV обещали предоставить друг другу политическое убежище, если придётся бежать из своей страны.
Сущность опричнины. Существуют две точки зрения на опричнину:
1. Опричнина – плод безумства Ивана IV, она не имела политического смысла (В.О. Ключевский, С.Б. Веселовский, И.Я. Фроянов и др.).
2. Опричнина – хорошо продуманный политический шаг царя. Она была направлена против оппозиции, противостоявшей самовластию Ивана IV (С.М. Соловьёв, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин и др.). Казнив Владимира Старицкого, царь расправился с последним княжеским уделом. Расправа над митрополитом Филиппом запугала церковь. Погром в Новгороде уничтожил остатки вечевой вольности. Это усилило централизацию государства. Историк В. Кобрин считает, что упразднения остатков удельной системы можно было добиться мирными средствами, с помощью реформ. Но царь сознательно избрал путь террора.
Итоги и последствия опричнины:
1. Усилилась личная власть царя и её деспотический характер;
2. Увеличилось бегство крестьян на окраины страны;
3. Опричнина привела к поражению в Ливонской войне и конфузу во время набега крымских татар 1571 г. (опричное войско разбежалось);
4. Опричнина разорила страну, поставила государство на грань национальной катастрофы, стала одной из предпосылок Смуты.
В 1572 г. царь разочаровался в Опричнине и отменил её. Слово «Опричнина» было запрещено под страхом наказания кнутом.
«Княжение» Симеона Бекбулатовича. В 1575 г. Иван провозгласил «великим князем всея Руси» крещёного татарского царевича из г. Касимова Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата). Россия была разделена на «великое княжение» Симеона и удел князя «Ивана Московского» (так называл себя Иван IV). Правда, все дела по-прежнему велись от имени «государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси». Причины этого политического маскарада:
1. Волхвы предсказали скорую смерть великого князя всея Руси и суеверный Иван IV хотел этого избежать. Спустя год Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь. Предсказание не сбылось: Иван IV прожил ещё 9 лет, а Симеон Бекбулатович – 41 год, до 1616 г.
2. Царь надеялся быть избранным на пустующий польский престол.
Личная жизнь царя. Иван IV после смерти в 1560 г. супруги Анастасии в 1561 г. женился на Марии (Кученей) Темрюковне, княжне Черкасской. Новым родственникам – князьям Черкасским – царь пожаловал в 1561 г. множество вотчин, в том числе – село Иваново. В 1569 г. Мария умерла (возможно, была отравлена).
Третьим браком Иван IV женился на Марфе Васильевне Собакиной, славившейся своей красотой. Царь выбрал её из 1,5 тыс. невест. Но Марфа заболела и скончалась через несколько дней после свадьбы. Как писал Иван Грозный, «преставилась ещё до разрушения девства…» (возможно, она была отравлена Михаилом Темрюком – братом Марии).
Четвёртой женой стала 18-летняя Анна Колтовская. На четвёртый год супружества в 1572 г. царь насильно постриг её в монахини.
В 1573 г. царь женился на княжне Марии Долгорукой. После брачной ночи Иван обвинил Марию в том, что «княжна ещё до венца слюбилась с кем-то, и о том государю ведомо не было». Её утопили в проруби.
Затем Иван взял в жёны 17-летнюю Анну Васильчикову. Церковь этот брак не признала (как и все последующие). Спустя 3 месяца царь сослал Анну в монастырь, где она таинственным образом скончалась.
Иван Грозный отобрал у придворного Никиты Мелентьева красавицу-жену Василису. Никиту отравил Малюта Скуратов. Спустя два года Василиса была уличена в супружеской измене и похоронена заживо в гробу вместе с трупом любовника – Ивана Кóлычева.
Следующей женой царя стала Наталья Коростова, племянница новгородского епископа Леонида. Узнав о намерении царя, он заявил, что скорее убьёт племянницу, чем отдаст ему на поругание. Тело епископа, зашитое в медвежью шубу, отдали на растерзание псам. Наталья против воли поселилась в царском дворце, а вскоре бесследно исчезла.
Последней женой Ивана IV в 1580 г. стала Мария Нагáя. Находясь в браке с Марией, Иван неудачно сватался к королеве Англии Елизавете. В 1582 г. Мария родила Ивану сына – царевича Дмитрия.
Кризис династии Рюриковичей. В конце жизни у царя осталось трое сыновей, матерью двух старших являлась Анастасия. Старший сын, Иван Иванович, показал себя храбрым воином и способным государственным деятелем. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Иван IV в 1582 г. в бытовой ссоре побил жену сына, отчего у беременной невестки произошёл выкидыш. Наследник вступился за жену. Царь нанёс сыну удар по голове железным посохом. Вскоре царевич Иван Иванович, «зашибленный во гневе родителя своего», скончался. Смерть сына так потрясла царя, что он в третий раз отказался от престола, но опять дал себя «уговорить» вернуться на трон. Убийством сына царь подсёк на корню династию Рюриковичей. У следующего его сына – болезненного и слабоумного Фёдора (1557–1598) не было наследников. А последний сын – малолетний Дмитрий (1582–1591) был рождён от незаконной, с точки зрения церкви, девятой (или седьмой, как считают некоторые историки) по счёту жены Марии Нагóй и имел мало прав на трон. Таким образом, царь сам создал в государстве кризис власти и предпосылки Смуты.
Борьба московских князей за лидерство, присоединение ими всё новых земель за счёт уничтожения своих родственников, имели обратный результат. Династия Рюриковичей довела себя до полного вымирания после смерти в 1598 г. единственного выжившего сына Ивана IV – Фёдора Ивановича, не оставившего потомства.
Смерть царя и итоги его правления. Иван IV сильно болел и страдал «внутренним гниением». Кожа царя лопалась, распространяя невыносимый запах. 18 марта 1584 г. он сел играть в шахматы со своим последним любовником и любимцем князем Богданом Бельским. Но, не успев начать игры, упал и умер. По преданию, дата его смерти была заранее предсказана прорицателями. Накануне Иван реабилитировал казнённых им бояр, чем признал бесполезность опричного террора. Перед смертью он принял монашеский пóстриг и был наречён Ионою.
Историки неоднозначно оценивают итоги деятельности Ивана IV:
Положительные итоги:
1. Иван IV провёл ряд реформ, укрепил государственную власть;
2. Царь имел успехи в восточном направлении внешней политики, присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
Отрицательные итоги:
1. Опричнина и Ливонская война разорили страну, привели к национальной катастрофе;
2. Царь спровоцировал кризис власти и создал предпосылки Смуты;
3. Опричнина вызвала бегство крестьян. В 1581 г. Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, учредив «заповедные лета».
Спор по поводу оценки личности царя продолжается. Разные мнения об Иване IV можно объяснить как противоречивостью личности царя и его политики, так и противоречиями той эпохи. Существует концепция «двух Иванов» Н.М. Карамзина: добродетельного и мудрого государственного мужа в первую половину царствования, и тирана-деспота – во вторую. Умный и жестокий, образованный и суеверный, энергичный и впадающий в депрессию Иван IV был человеком психически неуравновешенным. Об этом говорят его покаянные послания в последние годы жизни: «Увы мне грешному, горе мне окаянному, ох мне скверному!... А мне, псу смердящему, кого учити? …Сам всегда в пияньстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, в убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе…». Особенности психики царя с годами накладывали отпечаток на всю историю страны.
Список литературы для более углублённого изучения темы
Андреев А. Р. Неизвестное Бородино: Молодинская битва 1572 года. Документальная хроника XVI века. М., 1997. URL: https://www.hrono.info/libris/lib_a/andeev00ar.html
Аракчеев В. А. Земская реформа XVI века: Общероссийские тенденции и региональные особенности // Отечеств. история. 2006. № 4.
Благовещенский Г. Иоанн IV Грозный. М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/292868/read
Вернадский Г. В. История России: Московское царство. В 2 т. М., 2001. Т. 1. ИОНБ:1.275.659. URL: https://lib.rus.ec/b/73690/read
Вернадский Г. В. История России: Россия в средние века. М., 1997. URL: https://lib.rus.ec/b/73691/read
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/263861/read
Володихин Д. М. Воеводы Ивана Грозного. М., 2009. URL: https://lib.rus.ec/b/250854/read
Володихин Д. М. Иван Грозный: Бич Божий. М., 2006. ИОНБ:1.330.589.
Володихин Д. М. Опричнина и «псы государевы». М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/262637/read
Володихин Д. М. «Смело выдвигал новых людей…»: Опричные полководцы // Родина. 2008. № 6. С. 48–53.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982. URL: https://lib.rus.ec/b/187820/read
Каравашкин А. В. Мораль опричников: Проблема насилия в эпоху Ивана Грозного // Человек. 1993. № 4. С. 155–169. Ж8970.
Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: https://www.hrono.info/libris/karamz00.html; или: https://lib.rus.ec/b/191048/read
Ключевский В. О. Курс русской истории. / Соч. в 9 т. М., 1989; URL: https://www.hrono.info/libris/klyuch00.html; URL: https://lib.rus.ec/b/67092/read
Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989. URL: https://lib.rus.ec/b/174836/read; или URL: https://lib.rus.ec/b/263873/read
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. В 2 т. М., 1995. Т. 1. Царь Иван Васильевич Грозный. Сильвестр и Адашев. Ермак. URL: https://lib.rus.ec/a/32758/read; URL: https://www.erlib.com/Жанр/История/
Кром М. М. Политический кризис 30–40-х годов XVI века: (Постановка проблемы) // Отечеств. история. 1998. № 5. С. 3–19.
Кром М. М. Судьба регентского совета при малолетнем Иване IV: Новые данные о внутриполитической борьбе конца 1533–1534 года // Отечеств. история. 1996. № 5. С. 34–49.
Кульпин Э. С. Истоки государства Российского: от церковного собора 1503 года до опричнины // Обществ. науки и современ. 1997. №№ 1, 2.
Курукин И. В., Булычев А. А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/288477/read
Манягин В. Г. Апология Грозного Царя. М., 2004. URL: https://lib.rus.ec/b/181348/read
Манягин В. Г. Правда Грозного Царя. М., 2006. URL: https://lib.rus.ec/b/325747/read
Нефёдов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопр. истории. 2002. № 11. С. 30–53.
Никитин А. Л. Основания русской истории: Опричнина Ивана Грозного и «Орден кромешников». М., 2001. URL: https://lib.rus.ec/b/119856/read
Новодворский В. В. Ливонский поход Ивана Грозного, 1570–1582. М., 2010. URL: https://lib.rus.ec/b/368383/read
Первая война России и Европы: «Неизвестная» Ливонская война (Круглый стол) // Родина. 2004. № 12. С. 42–48.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. URL: https://lib.rus.ec/b/238627/read
Петрухинцев Н. Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце XVI в. // Вопр. истории. 2004. № 7. С. 23–40.
Россия в царствование Ивана Грозного // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1: С древнейших времён до XVII века. С. 206–256. ИОНБ:1.243.702.
Свак Д. Русский Самсон? (К вопросу об оценке исторической роли Ивана IV) // Отечеств. история. 1999. № 5. С. 174–180.
Скрынников Р. Г. Бегство Курбского. М., 1977. URL: https://lib.rus.ec/b/121319/read
Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный. М., 2008. URL: https://lib.rus.ec/b/378029/read
Скрынников Р. Г. Ермак. М., 2008. (Сер. ЖЗЛ). URL: https://lib.rus.ec/b/135866/read
Скрынников Р. Г. Иван Грозный: В 2 т. Смоленск, 1996. ИОНБ: 1.258.531; 1.258.532. URL: https://lib.rus.ec/b/80070/read
Скрынников Р. Г. Иван Грозный и его время. М., 1991. ИОНБ:1.199.860.
Скрынников Р. Г. Крест и икона: Церковь и государство на Руси IX–XVII вв. Гл. Иван Грозный и Филипп Колычев. СПб., 2000. ИвГУ:63.3(2)/С458.
Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2) /С458. URL: https://lib.rus.ec/b/80072/read
Скрынников Р. Г. Третий Рим. СПб, 1994. URL:https://lib.rus.ec/b/80071
Смыкалин А. С. Судебная система Российского государства от Ивана Грозного до Екатерины II (XV–XVIII вв.) // Вопр. истории. 2004. № 8.
Солодкин Я. Г. Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя? // Вопр. истории. 2006. № 5. С. 172–175.
Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: https://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Тюрин А. Война и мир Ивана Грозного. М., 2008. URL: https://lib.rus.ec/b/187960/read
Филюшкин А. И. Андрей Курбский. М., 2008. (Сер. ЖЗЛ). URL: https://lib.rus.ec/b/132312/read
Филюшкин А. И. Андрей Михайлович Курбский // Вопр. истории. 1999. № 1.
Филюшкин А. И. Блокада Московии?: Прорубала ли в XVI веке Россия окно в Европу? // Родина. 2005. № 12. С. 69–73.
Филюшкин А. И. Иван Грозный на польском престоле // Родина. 2004. № 11. С. 19–23.
Филюшкин А. И. Избранная Рада – исторический миф? // Родина. 1995. № 7.
Филюшкин А. И. Орден раздора: Кто развязал Ливонскую войну? // Родина. 2002. № 3. С. 47–51.
Филюшкин А. И. «Русский Париж» против всей Европы: Осада Пскова армией Стефана Батория в 1581 году // Родина. 2003. № 7.
Филюшкин А. Слово и дело князя Курбского // Родина. 1999. № 1.
Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. (Сер. ЖЗЛ). ИОНБ:1.271.551. URL: https://lib.rus.ec/b/180212/read; URL: https://lib.ololo.cc/b/180212
Фроянов И. Я. Грозная опричнина. М., 2009. URL: https://lib.rus.ec/b/246108/read
Хорошкевич А. Л. Москва XVI столетия // Отечеств. история. 1996. № 4.
Хорошкевич А. Л. Тиран и заступник: Два взгляда иностранцев на Россию 1585 года // Родина. 2004. № 12. С. 17–21.
Хорошкевич А. Л. Царский титул Ивана IV и боярский «мятеж» 1553 года // Отечеств. история. 1994. № 3. С. 23–42.
XVI век: Сотворение России. Темат. выпуск // Родина. 2004. № 12.
Широкрад А. Б. Русь и Литва. М., 2008. URL: https://lib.rus.ec/b/274963/read
Юрганов А. Л. Опричнина и Страшный Суд // Отечеств. история. 1997. № 3.