Культура и быт России в XVI в

На развитие культуры XVI в. ока­зали влияние три фактора:

1. Завершение образования единого Россий­ского государства.

2. Освобождение Руси от ордынского ига.

3. Завершение формирования рус­ской народно­сти.

Россия активно боролась с остатками Зо­лотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. Свидетель­ство тому – ин­тенсивное крепостное каменное строительство. Развивались связи с Западной Европой, особенно с Ита­лией, хотя они затруднялись борьбой церкви с «латинством». Цер­ковь препятство­вала распространению светских научных знаний, установила рег­ламентацию духовной жизни.

Устное народное творчество. Основная тема устного народ­ного твор­чества – борьба с иноземными захватчиками. Попу­лярна была «Песня о взятии Казани». Народ идеализировал «грозного царя Ивана Васильевича», прославля­л его борьбу с боярами. Отрица­тельным героем выглядит «Малюта злодей Скуратов».

Просвещение. С развитием государства возросла потреб­ность в грамотных людях. При монасты­рях работали школы и библиотеки. «Мастера грамоты» помогали неграмотным написать челобитную (жалобу, прошение), составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифме­тике («Цифирная счётная мудрость»). Первую русскую грамматику со­ставил философ Максим Грек (1475–1555). В царском дворце находилась «библиотека Ивана Грозного», основу которой составили книги, привезённые бабушкой Ивана IV – Софией Палеолог. (Библиотека таинственным образом исчезла после смерти Ивана Грозного).

Книгопечатание. Через сто лет после изобретения книгопечатания немецким учёным И. Гýтенбергом в 1563 г. в Москве была устроена первая русская ти­пография с целью выпуска массовыми тиражами религиозной литературы для обращения в православие мусульман Поволжья и католиков Ливонского ордена. Книгопечатание было необходимо для исключения ошибок, неизбежных при переписывании. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1564 г. напеча­тали книгу «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Однако церковники обвинили первопечатников в ереси и колдовстве. В их понимании религиозные тексты можно было писать только от руки. Религиозные фанатики разгроми­ли первую русскую типографию. Первопечатники бежали в Литву. В 1574 г. они выпустили в г. Львове первую славянскую «Азбуку», в 1580–1581 гг. издали первую полную славянскую Библию («Острожскую библию»). Печатное дело в Москве продол­жили Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андро­ник Невежа. За XVI в. в России было напечатано всего 20 книг разными тиражами.

Общественно-политическая мысль. В публицистике XVI в. на­шли отражение следующие социально-политические вопросы:

1. О госу­дарственной власти.

2. О роли закона.

3. О роли церкви.

Публицист Иван Пере­светов выступал за сильную царскую власть.

Памятником общественно-политической мысли является пере­писка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь Курб­ский, сбежав в 1564 г. в Литву, написал «Историю о великом князе Москов­ском» и несколько писем Ивану IV. Грозный ответил Курбскому. Несмотря на ненормативную лексику писем, авторов отличает широкая образо­ванность: в ходе поле­мики они показали знание Библии, истории античности.

Митрополит Макарий к 1554 г. создал «Великие Четьи Минеи» – 12-томное собрание всех книг «для душеполезного чтения»: житий, поуче­ний, повестей, сказаний объёмом свыше 27 тыс. страниц.

Важной темой публицистики стал поиск «правды» как высшей справедливости. Фёдор Карпов писал о необходимости в государстве законности, сильной и справедливой власти.

Летописание. Возникли крупные летописные своды:

- Никоновская летопись. Один из её списков называется «Лицевой свод», в нём содер­жится 16 тыс. иллюстраций;

-«Сте­пеннáя книга», составитель – митрополит Афанасий. Разделена на 17 «степеней» – перио­дов правле­ния великих князей и митро­политов.

Исторические повести:Повесть о Казанском взятии» – автор описывает взятие Казани и идеализирует образ Ивана IV;

Повесть о Молодинском сражении» –(с крымским ханом в 1572 г.);

Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» – о героической обороне Пскова в 1581–1582 гг.

Архитектура. В XVI в. началось строительство каменных шатро­вых церквей: - церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построена в ознаменование рождения Ивана IV. Представляет собой 62-метровый столп с 8-угольным шатровым верхом и с террасой – гýльбищем;

-По­кровский собор («храм Покрова что на Рву», или храм Василия Бла­женного) построен на Красной площади в 1555–1561 гг. в озна­менование взя­тия Казани. Восемь купо­лов, окружающих центральный шатёр, олицетворяют земли, входящие в состав Московского государства. По легенде, зод­чие Барма и Постник Яковлев (возможно, это был один человек – Барма Постник) были ослеплены Иваном IV, дабы не смогли впредь создать красоту бóльшую, чем этот храм.

В XVI в. широкий размах получило крепостное строительство. В правление Елены Глинской, в 1535–1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого был построен Ки­тай-городкита» – связка жердей внутри кирпичной стены) – крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2,5 км. с 12 башнями. В 1585–1593 гг. зодчий Фёдор Конь (Савельев) на землях «белых слобод» по­строил третью линию каменных укрепле­ний длиной 9,5 км. – Белый го­род («Царь-город») с 27 башнями (по нынешнему Бульварному кольцу Москвы). В 1591–1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Земляной город («Скородом»). Кольца укреплений пересекались улицами. Так возникла радиально-кольцевая планировка столицы. Дороги к Москве прикрывались монастырями-крепостями (Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др.).

В 1595–1602 гг. Фёдор Конь возвёл самую мощную русскую крепость в г. Смо­ленске. Каменные крепости были построены на Волге (Ниж­ний Новгород, Казань, Астрахань), вокруг Москвы (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Можайск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск, Печоры) и на Соловецких островах – Соловецкий монастырь.

Живопись. Стоглавый церковный собор регламентировал живо­пись, требуя от иконописцев следовать греческим образцам и манере Андрея Рублёва. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» школа (мастер Прокопий Чирин и др.).

Музыка. На Руси была распространена ду­ховная музыка, многоголосое церковное пение. Нотной записи звуков не было, но существовала т. н. «крюко­вая» запись. Иван Грозный является автором нескольких духовных музыкальных произведений. Появились иностранные музыкальные инструмен­ты – оргáны, клавесины, клавикорды.

Литейное дело. В Мо­скве на Пушечном дворе при царе Фёдоре Иоанновиче мастером Андреем Чоховым в 1586 г. была отлита «Царь-пушка» весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Для производства оружия и драгоценной утвари была создана Оружейная палата.

Научные знания. Рост торговли и денежно­го обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В руководстве «О земном же верстании, как землю верстать» объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. В 1534 г. с немецкого языка был переведён «Вертоград», содержавший советы по личной гигиене, уходу за больными, лекарственным растениям. Научные знания переплетались с мистическими. На Руси читали «Христианскую топографию» византийского купца и мореплавателя VI в. Козьмы Индикоплóва, в которой утверждалось, что небо круглое, Земля четырёхугольная, за океаном расположен рай и т.д.

Медицина. В 1581 г. в Москве англичанин Джеймс Френч открыл первую аптеку. Она обслуживала царскую семью.

Быт. Жилище. В богатых хоромах появились итальянские венецианские оконные стёкла, шахматы.

Одежда. Поверх рубахи носили зипун, кафтан (фéрязь, армяк), сверху – óпашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава. Бояре носили лисьи и собольи шубы.

Пища. Пищевой рацион состоял из растительной и жи­вотной пищи: щи, каша, хлеб, репа, рыба, в скором­ные дни – мясо. Праздничный богатый стол включал пи­роги, осетрину, вино, ячменное пиво. При Иване IV распространение получила водка и заимствованные у татар питейные заведения – кабаки. В 1533 г. был основан в Москве первый «царёв кабак». Торговлей водкой занимались царские чиновники.

«Домострой»свод житейских правил и наставлений, руководство, определяющее поведение человека в семье и обществе. Его автор – священник Сильвестр – являлся поборни­ком патриархальных порядков, ратовал за укрепление роли отца и родите­лей в семье. «Домострой» призывал: «Чада... любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всём. И ста­рость их чтите». «Домострой» поучал «не красти... не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати... не бражничать... не помнить зла, не гневатися ни на кого, к бóльшим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву».

Права мужчин превалиро­вали над бесправными женщинами, но «Домострой» предписывал мужу воздерживаться от побоев жены: «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии». «Домострой» одоб­рял телесные наказания детей: «Казни (наказывай) сына своего от юности его. И успокоит тебя в старости твоей»; «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу избавляешь от смерти».

Таким образом, несмотря на жес­токость и суровость эпохи, рус­ская куль­тура XVI в. продолжала развиваться.

Список литературы для более углублённого изучения темы

Белякова Е. В. Стоглав и его место в русской канонической тради­ции // Отечеств. история. 2001. № 6. С. 90–96.

Бушуев С. В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Ист.-биб­лио­граф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. 1.225.284. Гл. «Золо­той век» рус­ской культуры.

Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность. М., 1998. ИОНБ:1.273.750.

Голейзовский Н. Дионисий // Родина. 1999. № 6. С. 78–83.

Домострой // Хрестоматия по истории России: В 4 т. М., 1994. Т. 1. 1.243.702; URL: https://lib.rus.ec/b/61743/read

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столе­тиях: В 3 кн. М., 1990. Кн. 1. ИвГУ:9(С)14/З122; ИОНБ:1.179.941. URL: https://lib.rus.ec/b/210514/read

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столе­тиях. Но­во­сибирск, 1992. ИОНБ:1.220.917.

Зезина М. Р. и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.

Зодчие Москвы XV–XIX вв. М., 1981. URL: https://lib.rus.ec/b/278488/read

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Любое изд. URL: https://lib.rus.ec/b/190286/read

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главней­ших дея­те­лей. М., 1995. Максим Грек. URL: https://lib.rus.ec/a/32758/read

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы вели­ко­рус­ского народа. М., 1995. URL: https://lib.rus.ec/b/130246/read; ИОНБ: 1.247.408.

Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999. ОНБ:1.269.362.

Культура средневековой Москвы: XIV–XVII вв. М., 1995. ИОНБ:1.251.845.

Лабутина Т. Д. Зарождение англомании и англофильства в России // Вопр. истории. 2008. № 2. С. 34–43.

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.

Мартынов В. И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Мос­ков­ской Руси. М., 2000. ИОНБ:1.273.989.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 2 т. М., 1993. Т. 1. ИОНБ:1.245.564.

Михайлова И. Давай сварим кашу: Великокняжеская свадьба в России XVI века // Родина. 2004. № 7. С. 90–95.

Очерки русской культуры XVI в. М., 1977. Ч. 1–2. ИОНБ: 745.764; 770.218.

Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной куль­туре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Сверд­ловск, 1991. ИОНБ:1.213.333.

Пиккио Р. Древнерусская литература: Пер. с итал. М., 2002. ИОНБ: 1.300.471.

Псковская икона XIII–XVI вв. Л., 1991. ИОНБ:1.229.822.

Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.

Рапацкая Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «се­реб­ряного века». М., 2001. ИОНБ:1.276.944.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998. 1.266.613.

Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.

Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. ИОНБ:746.289.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Первая пол. XIV–XVI вв. Л., 1989. ИОНБ:1.128.357.

Смирнова Э. С. Московская икона XIV–XVII вв. Л., 1991. ИОНБ:1.214.819.

Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневе­кового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816.

Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1999. ИвГУ:63.5/Т35.

Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искус­стве // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв.: Антоло­гия. М., 1993. ИОНБ:1.239.206.

Флетчер Дж. О государстве Русском. М., 2002. URL: https://lib.rus.ec/b/214304/read

Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. ИОНБ: 1.266.628 (От­дел литературы по ис­кусству ИОНБ).

Шангина И. И. Русские традиции и быт: Энцикл. словарь. СПб., 2003. ИОНБ: 1.308.506.

Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ: 1.260.034.

Энциклопедия русской живописи. М., 2000. ИвГУ:85.14/Э687.

Юрганов А. Л. Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой исто­рии и куль­туры // Вопр. истории. 1996. № 2. С. 15–27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: