Сроки, которые применяются в правилах технической эксплуатации железных дорог Украины

Автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи (АЛС) - система, за которой движение поезда на перегоне осуществляется за сигналами локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блоков-участков.

Блок-участок - часть межстанционного перегона при условии автоблокировки или автоматической локомотивной сигнализации, которая применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченная проходными светофорами (границами блоков-участков) или проходным светофором (границей блока-участка) и станцией.

Вагоны грузовые - вагоны, предназначенные для перевозки грузов. К ним принадлежат крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, специализированные вагоны для перевозки грузов: вагоны бункерного типа, термосы, рефрижераторные вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, а также специальные вагоны грузового типа.

Вагоны пассажирские - вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров. К этим вагонам принадлежат также почтовые, багажные, вагон-рестораны, служебно-технические (служебные, клубы, санитарные, испытательные та измерительные, лаборатории та другие специальные вагоны пассажирского типа).

Ведение поезда с особой внимательностью - постоянное, повышенное внимание локомотивной бригады к условиям движения поезда.

Улавливающий тупик - тупиковый путь, предназначенная для остановки поезда, который потерял управление, или части поезда во время движения на затяжном спуске.

Окно - время, на протяжении которого останавливается движение поездов на перегоне, отдельных путях перегона или станции для проведения ремонтно-строительных работ.

Вспомогательный пост - пост на перегоне, который не имеет путевого развития и предназначенный только для обслуживания пункта примыкания подъездного пути.

Габарит нагрузки - предельный поперечный (перпендикулярный к оси пути) контур, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковывания и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Габарит подвижного состава - предельный поперечный (перпендикулярный к оси пути) контур, в котором, не выходя наружу, должен размещаться как нагруженный, так и пустой подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Габарит приближения зданий - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, вглубь которого не должны заходить никакие части сооружений и пристроил.

Исключение могут представлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные проводы с деталями крепления, поворотная часть колонки при наборе воды и т.п.).

Торможение экстренное - торможение, которые применяется для немедленной остановки поезда путем экстренной разрядки магистрали и реализации максимальной тормозной силы.

Торможение служебное - торможение степенями определенной величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.

Тормозной путь - расстояние, которое проходит поезд за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение к полной остановке. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное).

Главные колеи - колеи гонок, а также колеи станций, что является непосредственным продолжением колей сопредельных гонок и, как правило, не имеют отклонений на стрелочных переводах.

Предупредительный тупик - тупиковая колея, предназначенная для предотвращения выхода подвижного состава на маршруты прохождения поездов.

Съемные подвижные единицы - съемные дрезины, ремонтные вышки на электрифицированных участках, путевые вагончики, путеизмерительные и другие тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с колеи вручную работниками, которые их обслуживают.

Индекс грузового поезда - специальный код, который состоит из 10 цифр, которые присваиваются всем грузовым поездам на станции их формирования. Первые четыре цифры - единая сетевая разметка (ЕСР) станции формирования поезда, следующие две - порядковый номер состава, сформированного на этой станции, а последние четыре - ЕСР станции назначения поезда.

Интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухрельсовых участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар.

Руководитель маневров - работник, который непосредственно руководит действиями всех лиц, которые принимают участие в маневрах, без указания которого машинист локомотива, который проводит маневры, не имеет права приводить локомотив в движение.

Руководитель работ - ответственное лицо, на которое положено руководство роботами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.

Контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудование, которые обеспечивают передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электродвижущего состава.

Путевой знак - постоянный указатель профиля и протяжности железнодорожных линий.

Путевой пост - раздельный пункт на железнодорожных линиях, который не имеет путевого развития (блок-пост в случае полуавтоматического блокирования, пост примыкания на однопутном перегоне с двухрельсовой вставкой и дт..).

Колеи специального назначения - предупредительные и улавливающие тупики и подъездные колеи на гонках и станциях.

Локомотивы - электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы и мотовозы.

Локомотивная бригада - работники, которые предназначены для обслуживания локомотивов, а также моторвагонных поездов.

Малодеятельные участки - участка с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не больше 8 пар на пор.

Маневровый состав - группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, который проводит маневры.

Межпостовой перегон - перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией.

Межстанционный перегон - перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами.

Моторвагонный подвижной состав - проворные и прицепные вагоны, из которых формируются моторвагонные поезда (электропоезда и дизель-поезда), а также автомотрисы.

Нейтральная вставка - участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими соединениями), на которые нормально отсутствующее напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что за прохождение токоприемников электродвижущего состава обеспечивается электрическая изоляция участков, которые соединяются.

Обгонный пункт - раздельный пункт на двухрельсовых линиях, которые имеют путевое развитие, которое допускает обгон поездов и в необходимых случаях переведения поезда из главной колеи на другую.

Особенно интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухрельсовых участках более 100 пар и на однопутных - более 48 пар.

Особые путевые знаки - границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, высочайшего горизонта вод и максимальной высоты волны.

Охранительная стрелка - стрелка, установленная для приготавления маршрута приема или отправления поезда в положение, которое исключает возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.

Пассажирский остановочный пункт - пункт на перегоне, который не имеет путевого развития и предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров (раздельным пунктом не является).

Перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная сопредельными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами.

Переезд - место перекрещения железных дорог на одном равные с автомобильными дорогами или трамвайными путями.

Подталкивающий локомотив - локомотив, предназначенный для помощи ведущему локомотиву на отдельных гонках или части перегона (в хвосте поезда).

Подъездной путь - путь, предназначенный для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров, электрических станций, тяговых подстанций и т.п.), связанный с общей сетью железных дорог и принадлежащий железной дороге или предприятию, организации, учреждению.

Воздушный промежуток (изолирующее соединение) - объединение сопредельных частей контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее соединение выполняется так, что при прохождении токоприемника электродвижущего состава сопредельные участки электрически объединяются.

Поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или проворными вагонами, которые имеют установленные сигналы. Локомотивы без вагонов, проворные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправленные на перегон, рассматриваются как поезд.

Поезд погрузочно-пассажирский - формируется на малодеятельных участках из грузовых и пассажирских вагонов, которые предназначены для перевозки грузов и пассажиров.

Поезд грузовой длинносоставный - грузовой поезд, длина которого (в условных вагонах) превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке прохождения этого поезда.

Поезд грузовой повышенного веса - грузовой поезд весом больше 6 тысяч тонн с одним или несколькими действующими локомотивами в голове состава, в голове и хвосте, в голове и последней трети состава.

Поезд грузовой повышенной длины - грузовой поезд, длина которого 350 осей и больше.

Поезд грузовой соединен - поезд, составленный с двух и больше сцепленных между собой грузовых поездов, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Поезд грузовой тяжеловесный - грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 т и больше превышает определенную графиком движения весовую норму на участке прохождения этого поезда.

Поезд человеческий - грузовой поезд, в котором находится 10 и больше вагонов, занятых людьми.

Поезд пассажирский - поезд для перевозки пассажиров, багажа и почты, сформированный из пассажирских вагонов. По видам соединения пассажирские поезда распределяются на далекие, что двигаются на расстояние больше 700 км, местные до 700 км и пригородные до 150 км.

Поезд пассажирский длинносоставный - пассажирский поезд, длина которого превышает длину, установленную схемой формирования данного поезда.

Поезд пассажирский повышенной длины - пассажирский поезд, который имеет в своем составе 20 и больше вагонов.

Поезд пассажирский соединен - поезд, который состоит из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда.

Поезд почтово-багажный - формируется из пассажирских и грузовых вагонов, которые предназначены для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров, которые прицепляются только на участках, где не оборачиваются пассажирские поезда.

(срок с изменениями, внесенными согласно приказу Минтранса от 08.06.98 г. № 226)

Поездные сигналы - сигналы, которые применяются для определения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.

Пограничная станция - станция, которая расположена перед границей с сопредельным государством. Следующей за этой станцией является станция сопредельного государства.

(раздел дополнен сроком согласно приказу Минтранса от 08.06.98 г. № 226)

Пограничная передающая станция - последняя перед сопредельным государством участковая или сортировочная станция, которая предназначена для выполнения операций из технического и коммерческого обзора вагонов, которые передаются в сопредельное государство, а также для выполнения операций с перевозочными документами.

(раздел дополнен сроком согласно приказу Минтранса от 08.06.98 г. № 226)

Раздельный пункт - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или участки-блоки-участки.

Разъезд - раздельный пункт на однопутных линиях, которые имеют путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов.

Рефрижераторный поезд - поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов.

Подвижной состав - локомотивы, вагоны и мотор-вагонный подвижной состав.

Сигнал - условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ.

Сигнальный знак - условный видимый знак, с помощью которого подается приказ или указание определенной категории работников.

К сигнальным знакам относятся предельные столбики, знаки, которые означают границы станции, подачи свистка, отключение и включение тока и т.п..

Специальный подвижной состав - несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу: снегоочистители, снегоуборочные и щебнеочистительные машины, балластеры, путеукладчики, грузоподъемные краны, дрезины и т.п..

Спуск затяжной - спуск при условии следующей крутизны и длины:

Крутизна Длина

от 0,008 до 0,010 8 км и больше

больше 0,010 до 0,014 6 км и больше

больше 0,014 до 0,017 5 км и больше

больше 0,017 до 0,020 4 км и больше

больше 0,020 и круче 2 км и больше

Спуск определяющий - наиболее крутой спуск (с учетом сопротивляемости кривых) длиной, не меньшей тормозного пути.

Станция - раздельный пункт с путевым развитием, которое разрешает проводить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживание пассажиров, а при условии развитых путевых устройств - маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

Примечание. В тексте Правил за всех случаев, когда речь идет о раздельных пунктах, которые имеют путевое развитие или обслуживаются очередными работниками (станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост), примененные общие сроки "Станция" или "Очередной по станции" за исключением мест, где за характером требований необходимо указать точно, о каких именно раздельных пунктах речь идет.

Станционный пост централизации - пост на станции, в котором сосредотачивается управление группой централизованных стрелок и сигналов.

Станционные пути - пути в пределах станций - главные, приемо-отправочные, сортировочные, вытяжные, деповские (локомотивного та вагонного хозяйства), соединительные (которые соединяют отдельные парки на станции, которые ведут к контейнерным пунктам, топливным составам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очищение, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного складу та выполнение других операций), а также другие пути, назначение которых определяется операциями, которые проводятся на их.

Стрелка - часть стрелочного перевода, который состоит из рамных рельсов, остряков и переводного механизма. В случае наличия крестовин с подвижным сердечником у понятие стрелки входит и крестовина.

Стрелка нецентрализованная - стрелка, остряк которой переводятся вручную с помощью переводного механизма непосредственно возле стрелки.

Стрелка централизованная - стрелка, остряк которой (при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник) переводятся специальными устройствами, которые управляются с одного центрального пункта.

Стрелочный перевод - устройство, которое служит для переведения подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними. Крестовины могут быть с недвижимым или подвижным сердечником.

Стрелочный пост - один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления, которые обслуживаются одним дежурным стрелочного поста.

Стрелочный район - группа сопредельных стрелочных постов, которые находятся под контролем одного старшего очередного стрелочного поста.

Очередной по станции - сменный помощник начальника станции, который единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими перемещениями подвижного состава на главных и приемо-отправочных путях станции (а где нет маневрового диспетчера - и на других путях).

Уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, который имеет наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, который двигается от низшей точки к высшей, называется подъемом, а назад - спуском.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: