Предисловие. Сегодня невозможно представить себе современного специалиста, не владеющего персональным компьютером

Сегодня невозможно представить себе современного специалиста, не владеющего персональным компьютером. Особенно ценно при этом умение подчинить персональный компьютер своим требованиям, грамотно поставить, спроектировать и решить профессиональную задачу. Для этих целей в курсе информатики студентов первых курсов знакомят с основами программирования, чтобы с самого начала обучения студент освоил инструмент, который можно было бы в дальнейшем применять для решения как учебных, так и любых других практических задач.

В качестве базового языка программирования выбран один из самых распространенных алгоритмических языков – язык Паскаль, который, благодаря своей простоте и стройности, с нашей точки зрения, наиболее подходит для обучения студентов.

Лабораторный практикум предназначен в первую очередь для обучения основам и принципам программирования, во вторую – для реализации программирования на конкретном алгоритмическом языке Паскаль и в третью – для освоения средства программирования – среды Турбо-Паскаль. Лабораторный практикум ориентирован на освоение идей структурного программирования, начиная от простейших линейных алгоритмов, и до использования внешних подпрограмм и функций.

Задания к лабораторным работам проходили "обкатку" на студентах первого курса всех факультетов гидрометеорологического института. Никаких специальных вопросов, относящихся к профильным дисциплинам института, в практикуме не предусмотрено.

Это также связано с тем фактом, что обучение программированию проводится на первом курсе, когда студенты еще не обладают достаточными знаниями в высшей математике, не проходили разделов теории вероятностей и математической статистики, не начали изучать специальные дисциплины (приемы и методы которых студентам и приходится впоследствии реализовывать на ЭВМ). Поэтому основное внимание уделяется обучению и закреплению навыков по использованию типовых алгоритмов, рекомендуемых приемов и правил программирования, и, главное, умению построить алгоритм решения задачи.

Как уже упоминалось ранее, задания к лабораторным работам не ориентированы на какую-либо конкретную версию Турбо-Паскаля (за исключением лабораторных, посвященных изучению библиотеки Турбо-Паскаля), и могут быть использованы и при изучении других языков. Однако пояснения и примеры программ выполнены на языке Паскаль, а все программы проверялись в среде Турбо-Паскаль 6-ой версии.

Полный курс лабораторных работ включает девять заданий (по одному варианту каждой лабораторной). В каждой лабораторной изучается несколько новых синтаксических конструкций языка и структурных компонентов программных модулей и закрепляются ранее рассмотренные вопросы.

В лабораторных работах изучаются следующие темы:

· Линейные алгоритмы

· Алгоритмы с ветвлениями

· Алгоритмы простейших циклов

· Работа с одномерным массивом

· Обработка двумерных массивов

· Итеративные циклы

· Процедуры. Функции пользователя

· Графика в Турбо-Паскале

· Динамические переменные (списки)

Дополнительно рассмотрены некоторые вычислительные алгоритмы и соответствующие им программы. В данном курсе не рассматриваются вопросы объектного программирования из-за ограниченных возможностей по выделяемым на обучение временным и техническим ресурсам.

Все варианты подобраны так, чтобы в серии работ с одним номером встретились различные типы алгоритмов (итеративные и арифметические циклы, вычисления сумм и поиски экстремумов, сортировки массивов и обработки двумерных массивов) и обрабатывались данные разных типов – числовые (целочисленные и вещественные), символьные и логические. В конце каждого набора заданий приведен 31-й вариант средней сложности, который подробно разбирается и по нему составляется программа.

В начале каждой лабораторной работы рассматриваются основные моменты, связанные с изучаемыми в данной работе особенностями программирования. Поэтому лабораторный практикум может быть использован и для самостоятельного изучения как принципов программирования, так и их конкретной реализации на языке Паскаль.

Авторы выражают благодарность старшему преподавателю кафедры МИТ Волгину Д.И. за помощь, оказанную при проверке лабораторных работ и оформлении настоящего практикума.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: