Определение межличностного конфликта. Формы межличностного взаимодействия. Причины возникновения межличностных конфликтов. Формы проявления межличностных конфликтов.
Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между отдельными людьми.
Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.
В связи с использованием понятия “межличностный” мы вынуждены оговорить, что для отечественной (в частности, социально-психологической) литературы характерна некоторая двойственность в его употреблении. Одно из его значений приписывает межличностным явлениям статус неформальных: “По главным целям, осуществляемым в ходе общения, выделяются функциональное (ролевое, деловое, формальное) и межличностное”. С другой стороны, оно используется в буквальном, более широком смысле, для обозначения “межличностно” происходящих явлений. В соответствии с этим “к межличностному поведению принято относить любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивидов”.
|
|
В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интерперсональных, отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаимодействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глубиной контактов и т. д.
Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений (Deutsch, 1985):[15]
· Кооперация — конкуренция (cooperation — competition). Такие отношения, как “близкие друзья” или “коллеги”, относятся к кооперативному полюсу измерения, такие как “политические оппоненты”, “личные враги” или “разводящаяся пара” — к конкурентному.
· Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как “доминантность — подчиненность”, “автономия — контроль” и т.д. “Бизнес-партнеры”, “близкие друзья” или “бизнес соперники” находятся на равном полюсе, “хозяин — слуга”, “родитель — ребенок”, “учитель — ученик” — на неравном.
· Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация. “Близкие друзья”, “муж и жена” — социально ориентированы, “интервьюер и поступающий на работу”, “бизнес-соперники” — ориентированы на задачу.
· Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношениях взаимодействие участников детерминируется главным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.
|
|
· Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах “кузины”, “продавец и покупатель” имеют поверхностный характер, в парах “ребенок и родитель” и “психотерапевт и пациент” — интенсивный.
Другой известный исследователь конфликтов В. Линкольн предлагает следующую классификацию причин межличностных конфликтов.
Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну) [9] Таблица 2.
Тип причин и их основное содержание | Формы проявления | |
Информационные — неприемлемость информации для одной из сторон. | Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты. | |
Поведенческие и факторы отношений — неуместность, неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами, грубость, бестактность и т. п. | Дисбаланс в отношениях; несовместимость по манерам поведения и общения; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности; стремление к превосходству; конфликтогены; непроизвольное нарушение комфортных отношений. | |
Ценностные факторы — противоположность принципов поведения. | Верования (предрассудки, предпочтения, приоритеты); несовместимость по интересам; приверженность к несовместимым групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.). | |
Структурные факторы — относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению в короткий период времени. | Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры»; различие в образовательном уровне; классовые различия и т. п.; |
Тема 3. Внутригрупповые конфликты "личность – группа".
Определение внутригрупповых конфликтов. Формы проявления. Особенности.
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений.
Конфликты этой категории могут иметь разнообразные проявления. Иногда они длительное время существуют в латентной форме и проявляются время от времени в форме неожиданных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек, а иногда принимают характер длительной и систематической травли “неугодного” члена коллектива.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.
Причины конфликтов возникающих между личностью и группой всегда связаны с:
а) нарушением ролевых ожиданий;
б) неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке);
в) нарушением групповых норм.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «представление о статусе», «роль», «групповые нормы».