По особенностям структурирования среды, в которой проводится наблюдение, различают естественное наблюдение и искусственное наблюдение.
Естественное наблюдение
При естественном наблюдении изучается поведение людей (или животных) в естественных для них условиях. Наблюдение в естественных условиях предполагает проведение исследования таким образом, что поведение объект а исследования не нарушается. Обычно оно проводится в среде, привычной для испытуем ого, что подразумевает сохранение естественных для него условий. Полигоном для естественных наблюдений могут быть детский сад, школа, производство и пр.
Иногда в естественных исследованиях наблюдатель скрыт от наблюдаемых испытуем ых. Например, в детской психологии часто используют метод «зеркала Гезелла», когда наблюдатель находится в соседней комнате и видит изучаемых детей сквозь прозрачное зеркало (он смотрит сквозь него, а дети видят только отражение в зеркале). Такие устройства, как прозрачное зеркало получили широкое распространение.
|
|
Проблема влияния на субъекта деятельности также возникает при исследованиях животных, если наблюдатель не имеет возможности спрятаться. Исследователи полагают, что через некоторое время животные привыкают к присутствию постороннего, но в какой мере — трудно оценить.
В принципе, наблюдатель может вообще отсутствовать во время осуществления поведенческих актов: все большее количество естественных наблюдений проводится с использованием записывающей аппаратуры, потом сделанные записи просматриваются и исследователь оценивает интересующее его поведение. При естественном наблюдении можно использовать такие средства регистрации информации, как кинокамера и магнитофон (особенно для регистрации вербальной информации).
При естественном наблюдении животных наблюдателю не всегда удается скрыть свое присутствие, так как животные хорошо чувствуют постороннего. При таких обстоятельствах наблюдатель обычно и не пытается прятаться и надеется, что через некоторое время животные привыкнут к нему и станут вести себя естественно. Такой подход оправдан и в этнопсихологии: ученые подолгу живут вместе с членами изучаемого удаленного от цивилизации племени.