Простое, или бесструктурное, наблюдение

При отсутствии четких гипотез, применяют неконтролируемое наблюдение. Его цель — обеспечить выдвижение гипотез для более строгого описания наблюдаемого объект а. Здесь следуют таким ориентирам:

1. Общая характеристика поведенческой ситуации. Она включает в себя такие элементы, как: сфера жизнедеятельности (образовательная, производственная, семейная, досуговая); правила и нормы, регулирующие поведение в целом (формальные и неформальные), выраженность взаимодействий с другими людьми и др.

2. Типичность наблюдаемого поведения в данной ситуации относительно привычных форм поведения.

3. Особенности контекста наблюдаемого поведения. К ним относятся, в частности, деятельностные, личностные и социально-психологические особенности субъекта деятельности:

- его демографические и социальные признаки (пол, возраст, семейное положение, а также образование, доход и т.д.);

- содержание деятельности (цель и характер деятельности, сфера занятий, сфера досуга...);

- статус в коллективе или группе (руководитель, коллега, подчиненный; администратор, общественный деятель, член коллектива...);

- неформальные отношения с другими.

4. Регулярность и частота наблюдаемых поведенческих актов.

Наблюдение, осуществляемое по такому ориентировочному плану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих субъектов. По мере накопления данных и после их предварительного анализа задачи наблюдения уточняются. Какие-то аспекты поведения подвергаются более детальному наблюдению, другие —опускаются. Наблюдение постепенно переходит в стадию более формализованного поиска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: