Относительно свойств товаров

Проблема обнаружения и изъятия из товарооборота фальсифицированных товаров имеет многовековые корни, поскольку во все времена и у всех народов находились желающие разжиться за счет ближнего. Так, еще в Библии одна из заповедей Моисея гласит: « Гиря у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий, делающий неправду» (Библия. Книги Ветхого Завета. Каноны, гл. 25).

Злободневность проблемы в связи с массовыми подделками или ее затухание во многом определялось существующей системой наказаний. Так, во времена Петра I в Санкт-Петербурге и Москве действовали указы губернаторов, в которых предусматривались следующие наказания: «За продажу нездорового харча и мертвечины... за первую вину будет бит кнутом, за вторую – сослан на каторгу, за третью – учинена будет смертная казнь». Надзор за качеством продукции был возложен на полицию.

Не менее острой была проблема предотвращения реализации фальсифицированных товаров и за рубежом. Для борьбы с подделками (фальсификацией) товаров многие государства вводили нормативно-правовые акты разных уровней. Законы о фальсификации товаров были приняты во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), Германии (1879 г.), а затем в Англии, Австрии и Швейцарии. В этих законах предусматривались различные наказания: штрафы, лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.

В России проект закона о фальсификации был подготовлен в начале XX века, но так и не был принят. Однако борьба с фальсификаторами проводилась. Так, Указы, регламентирующие запреты подделок и меры наказания, принимались в 1722, 1837, 1841, 1855, 1861, 1890 гг. Одновременно издается ряд научных книг и статей, описывающих способы фальсификации разных пищевых продуктов и методы их обнаружения.

В СССР проблема фальсификации товаров была, но острота ее сглаживалась жесткими репрессивными мерами: фальсификация рассматривалась как вредительство и за нее можно было получить не только определенные сроки тюремного заключения, но и расстрел. Кроме того, все организации были государственными, и львиная доля незаконно полученной от фальсификации прибыли все равно доставалось государству, а реализация «левого» товара представляла большую опасность и рано или поздно обнаруживалась. Кроме того, снижение качества путем замены ценного сырья на менее ценное из-за нехватки первого узаконивалось нормативными актами.

Проблема фальсификации приобретает остроту в начале 90-х гг. прошлого века, когда в результате обвальной приватизации появляются негосударственные организации, стремящиеся накопить первичный капитал любыми, даже незаконными способами. Фальсификация товаров приобретает значительные масштабы в разных формах и видах. Самыми распространенными видами фальсификации были ассортиментная, при которой товар реализовывался под чужой торговой маркой и чужим товарным знаком (тогда в народе его называли «самопал», а сейчас называют юридическим термином – «контрафактная продукция»), и квалиметрическая, или фальсификация качества (пересортица, замена части дорогого сырья на более дешевое или недовложение ценного сырья и пр.). Любая фальсификация обязательно сопровождается недостоверной информацией, так как при достоверной информации товар не считается фальсифицированным. Так, масло, содержащее молочный и растительный жиры, реализуемое в торговле под названием «сливочное масло», является фальсификатом, а под малопонятным и малоизвестным российскому потребителю, но стандартизированным термином «спред» не может считаться фальсифицированным.

Таким образом, для предупреждения и обнаружения фальсификации наряду с созданием и совершенствованием нормативно-правовой базы в этой сфере необходимы и товароведные средства борьбы с фальсификацией. К числу таких наиболее эффективных средств относится идентификация товаров.

10 лет назад в России об идентификации знал лишь узкий круг специалистов в области сертификации, управления качеством и товароведения, хотя в международных стандартах ИСО 9000, Руководстве ИСО/МЭК 2 и других нормативных документах процедура идентификации рассматривалась как один из элементов системы качества и важнейшая операция подтверждения соответствия при сертификации.

Что же такое идентификация и какие ее виды предназначены для обнаружения разных видов фальсификаций?

Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Любая продукция имеет пять основополагающих характеристик: ассортиментную, квалиметрическую (качество), количественную, стоимостную и информационную, которые и определяют соответствующие виды идентификации. В качестве существенных признаков выступают идентификационные показатели.

Ассортиментная идентификация предназначена для установления тождественности товаров групповым или видовым признакам товара, а также подлинности продукции определенных торговых марок. При выявлении несоответствия идентифицирующим групповым или видовым признакам устанавливается ассортиментная фальсификация товара по принадлежности его к определенной группе и виду. Например, при фальсификации сливочного масла обычно используется маргарин. Сливочное масло относится к группе молочных товаров (подгруппа – масло и масляная паста из коровьего молока, вид – сливочное масло), а маргарин – к группе пищевых жиров (подгруппа – маргариновая продукция, вид – маргарин). При частичной замене сливочного масла на маргарин появляется новый вид продукта, называемый ранее комбинированным маслом, а в настоящее время – спредом.

Групповая и видовая ассортиментная идентификация – важнейшая процедура идентификационной экспертизы, применяемой для таможенных и сертификационных целей.

Ассортиментная идентификация продукции определенной торговой марки предназначена для выявления ее подлинности. Если товар имеет зарегистрированную торговую марку или товарный знак, то при определении несоответствия этот подвид идентификации позволяет выявить контрафактную продукцию.

Нужно отметить, что понятия торговой марки (торгового знака) и товарного знака (товарной марки) в товароведении отличаются от аналогичных понятий в маркетинге.

В частности, в товароведении под торговой маркой понимают обозначение или совокупность обозначений на носителях товарной маркировки, по которым идентифицируется, прежде всего, производитель или торговый представитель, являющиеся правообладателями обозначений. По этим обозначениям распознать конкретный вид товара сложно, а иногда невозможно. На рисунке 9 приведены примеры головных торговых марок предприятий.

Разновидностью торговых марок являются внутрифирменные торговые марки, с помощью которых распознается серия («линейка») выпускаемых предприятием товаров. Для каждой серийной торговой марки фирмой разрабатываются индивидуальные символы и слоганы, определенный вид, элементы дизайна и стиль упаковки.

Например, предприятие ОАО «Лебедянский» имеет головную торговую марку в виде трех летящих лебедей на фоне красного солнца. В качестве маркетингового хода разработаны внутрифирменные «линейки» практически одних и тех же соков, нектаров, морсов, сокосодержащих напитков под разными серийными торговыми марками: «Тонус», «Фруктовый сад», «Я», «Фрустайл» (рисунок 10).

Рисунок 9. Торговые марки компаний Кока-Кола, Нестле и Вимм-Билль-Данн

Рисунок 10. Головная и серийные торговые марки ОАО «Лебедянский»

После проведения регистрации торговых марок и определения круга их пользователей производится маркировка знаками юридической защиты (рисунок 11).

а) б)

Рисунок 11. Знаки юридической защиты

Это знаки юридической защиты, которые свидетельствуют, что:

® - торговая марка зарегистрирована и юридически защищена, но первоначальный правообладатель передал право пользования владельцам других предприятий, т.е. пользователь торговой марки уже не один (рисунок 11,а))

© - торговая марка зарегистрирована и юридически защищена, но правообладатель никому не передавал право пользования торговой маркой, т.е. он один имеет право на её использование (рисунок 11,б))

Контрафактной считается продукция, производимая и реализуемая с несанкционированным использованием чужой интеллектуальной собственности в форме товарного знака. При выпуске контрафактной продукции достаточно часто используются известные и престижные товарные знаки – бренды. При этом фальсификаторы не затрачивают средств на продвижение товара на рынке, а используют результаты маркетинговых усилий владельцев брендов.

Контрафактные товары могут быть аналогичными по качеству, но чаще всего они имеют пониженное качество, так как производятся из низкокачественного сырья и в кустарных условиях. В последнем случае владелец бренда несет ущерб и за счет утраты доверия потребителей, которым трудно, а иногда и невозможно определить контрафактную продукцию. Иногда выпуск низкокачественной контрафактной продукции используется как прием недобросовестной конкурентной борьбы.

При проведении ассортиментной групповой и видовой идентификации применяют органолептические и физико-химические показатели, а для отдельных товаров – анатомо-морфологические и микробиологические.

К числу пищевых продуктов, у которых наиболее часто обнаруживается ассортиментная фальсификация, относятся все подгруппы, виды и наиболее известные бренды алкогольных напитков, чай, кофе, шоколад, мед, торты и пирожные, масло сливочное, сыры, колбасы, что объясняется, во-первых, высокими ценами на них, во-вторых, наличием дешевых заменителей с очень близкими органолептическими свойствами, поэтому рядовому потребителю трудно выявить подделку.

Квалиметрическая идентификация предназначена для установления тождественности товара определенным градациям качества (товарным сортам, классам качества, номерам, маркам, типам и т. п.). При выявлении несоответствия установленным требованиям, определяющим градацию качества, обнаруживается квалиметрическая фальсификация,называемая в практике пересортицей. Причем этот вид фальсификации может иметь объективные и субъективные причины в отличие от ассортиментной фальсификации, для которой характерны только субъективные причины.

Объективные причины квалиметрической фальсификации вызваны процессами, протекающими при хранении ряда пищевых продуктов. Например, пересортица чая вызывается процессами старения; свежих плодов и овощей – механическими повреждениями и физиологическими болезнями; сыров – процессами их созревания и перезревания. Объективные причины пересортицы свойственны продуктам, у которых в основу деления на градации положен комбинированный принцип, а субъективные причины – продуктам с сырьевым и технологическим принципами деления на сорта. Одна из разновидностей квалиметрической фальсификации – реализация товаров с просроченными сроками годности, хранения или реализации.

Идентификация по количеству применяется в основном для такой количественной градации товара, как товарная партия, поэтому называется партионной идентификацией. Основными критериями идентификации служат информационные характеристики на транспортной и потребительской маркировке, а также в товарно-сопроводительных документах. Партионная фальсификацияприменяется для включения в состав основной товарной партии фальсифицированного товара: контрафактного, с просроченными сроками годности или с пересортицей.

Стоимостная идентификация или определение цены товара используется при оценочной экспертизе. Для пищевых продуктов применяется редко. Стоимостная фальсификация встречается в виде недостаточной информации о массе товара на ценнике, что является нарушением п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров. Согласно этому документу цена за нефасованный товар должна указываться за единицу измерения (м, кг, л и т. п.), а на ценниках можно встретить цену за 0,5 или 0,3 кг, иногда даже без указания массы. Это вводит потребителя в заблуждение в отношении действительной цены за продукт. Данный вид фальсификации применяется в основном на предприятиях розничной торговли.

Общая для всех вышеуказанных видов фальсификации – информационная фальсификация, предназначенная для введения потребителей в заблуждение относительно основополагающих характеристик товара путем недостоверной и/или недостаточной, и/или недобросовестной информации.

Недостоверная информация – это ложная информация о действительных характеристиках товара (например, о предприятии-изготовителе, стране происхождения, ассортиментной принадлежности и т. п.). К недостаточной информации относятся сведения, в которых часть важной для потребителя информации отсутствует (например, сведения о наличии консервантов в определенных продуктах, о замене части ценного сырья на неполноценное и т. п.). Недобросовестная информация предназначена для обмана потребителей путем искажения определенных сведений (например, наличие надписи на маркировке «Без консервантов» при их фактическом введении в продукт).

Информационная идентификация должна быть обязательной процедурой при проведении сертификации, государственной регистрации и разных видов контроля, так как в соответствии с федеральными законами достоверность информации о товарах является обязательным требованием.

Поскольку любой вид фальсификации сопровождается недостоверной информацией, то производство, выпуск и реализация фальсифицированной продукции – нарушение обязательных требований и в соответствии со ст. 26, 27, 28 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» влечет уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность. В ст. 26 п. 3 регламентируется, что изготовление фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий и торговля ими влечет наложение штрафа: на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (далее МРОТ) с конфискацией таких товаров или без конфискации; на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 МРОТ с конфискацией или без конфискации товара; на должностных лиц или лиц, осуществляющих управленческие функции, - от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией или без конфискации товара.

Производство и реализация фальсифицированных товаров имеет ряд негативных социальных, экономических и правовых последствий для всех участников товародвижения. При этом наибольшие потери несет потребитель: экономические, моральные, материальные. Кроме того, потребление некоторых фальсифицированных продуктов, особенно опасных, может нанести вред жизни и здоровью потребителей.

Производители и продавцы фальсифицированных товаров также несут определенные потери: экономические (в форме штрафов и конфискации товара), имиджевые (утрата имиджа и потребительских предпочтений) и социальные (банкротство предприятия или его закрытие при неоднократном обнаружении фальсифицированных товаров). Однако огромные прибыли, получаемые от реализации фальсифицированной, в том числе контрафактной продукции, заставляют фальсификаторов пренебрегать указанными потерями.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены товаром другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Иными словами ассортиментная фальсификация связана, прежде всего, с намеренным введением в заблуждение потребителя относительно наименования товара и его свойств.

В настоящее время участились случаи ассортиментной фальсификации, связанной с незаконным использованием известных товарных знаков для реализации вновь разработанных продуктов. Во времена существования Советского Союза была довольно популярна горькая настойка «Старка», традиционно выпускаемая московским заводом «Кристалл». В начале 90-х годов ХХ века, по неизвестным потребителю причинам, напиток исчез с прилавков магазинов, но зато в Нижнем Новгороде в магазинах появился напиток под названием «Три старика». Казалось бы, что в этом особенного? Ушел с рынка один продукт, появился другой. Но обратите внимание: если на этикетку напитка «Три старика» смотреть издалека, то можно принять его за «Старку». Сравните этикетки, представленные на рисунке 12.

Этикетки похожи. На этикетке нового продукта слово «три» издалека почти не видно, а слово «старика», написанное в старославянском стиле, читается почти как «старка». Поэтому, старшее поколение покупателей со слабым зрением покупает этот напиток, принимая его за известную ему «Старку». Придя домой, в спокойной обстановке ошибку обнаруживают, но уже поздно – покупка совершена.

Рисунок 12. Этикетки старой доброй «Старки» (слева) и новой «Три старика» (справа)

Один из авторов данного пособия, впервые покупая «Три старика», поинтересовался у продавца о свойствах нового продукта. На что получил ободряющий ответ: «Да вы возьмите, не пожалеете! Помните, был напиток «Старка»? Так это то же самое, только называется «Три старика». Как потом выяснилось, совсем не «то же самое». Вкусовые и ароматические достоинства нового продукта оказались значительно ниже ожидаемых при почти одинаковом составе компонентов.

Есть примеры еще более откровенной, прямой подделки. Опять же во времена существования великого Советского Союза патентным ведомством нашей страны был зарегистрирован товарный знак дефицитного по тем временам продукта – молока цельного сгущенного с сахаром. Этикетка продукта представляла собой рисунок в виде сочетания темно-синих, голубых и белых линий характерной конфигурации и ширины. Покупатель, опять же старшего поколения, привык к этим заветным цветам вкусного продукта. А потом, во времена «диких» 90-х годов появились комбинированные молочные продукты, в которых молоко сгущалось вместе с растительным маслом или растительными сливками. Назвали его очень мило, по-простонародному, по-бытовому – «Сгущенка». Как «раскрутить» новый продукт? Ну конечно незаконным способом! Его можно продавать под давно известной, товарной маркой. Обратите внимание на этикетки этих двух разных продуктов (рисунок 13). Вполне можно перепутать. Слово «молоко» написано крупными буквами, а вот фантазийное наименование «сгущенка» можно разглядеть не сразу. Вот некоторые и путают. Редко кто хочет купить растительную «сгущенку» специально. Просто стремясь купить продукт подешевле и не читая до конца товарную информацию, попадают в ловко расставленные сети производителей и торговых представителей, предполагая купить один продукт, а приобретают другой.

Не менее опасна информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточных или искаженных сведений о товаре в средствах массовой информации, в маркетинговых решениях, реализуемых в виде элементов рекламной поддержки на носителях товарной информации.

Рисунок 13. Два разных продукта под одной товарной маркой: «Молоко цельное сгущенное с сахаром» (слева) и «Сгущенка. Молоко сгущенное с сахаром» (справа)

На основании анализа вариантов информационной фальсификации можно сделать вывод, что в большинстве случаев с помощью ложной информации о товаре потребитель вводится в заблуждение относительно свойств товара. В основном информационная фальсификация заключается в нанесении на товарную упаковку элементов рекламной поддержки, которые дают неверные сведения о составе товара, о технологических операциях и условиях его реализации.

Опасность информационной фальсификации заключается в ее «завуалированности», ее трудно распознать, если нет знаний истинных свойств товаров.

Приведем примеры информационной фальсификации товаров:

На рисунке 14 приводится информация о том, что данный образец растительного масла не содержит холестерин.

Холестерина в растительном масле не может быть, так как он относится к зоостеринам и содержится в продуктах только животного происхождения. Зачем об этом информировать? С таким же успехом можно написать, что холестерин не содержит минеральная вода или банан. Или эта надпись нужна, чтобы повысить конкурентоспособность конкретного товара конкретного производителя? Но, с другой стороны, осведомленный покупатель воспримет эту надпись как абсурд. И в следующий раз он купит аналогичный товар другого производителя, который не допускает откровенно нелепую информацию.

Рисунок 14. Этикетка на бутылке с растительным маслом

Так же и с водкой. Технология производства водки везде одна и та же. А информация об очистке молоком (см. рисунок 15), настаивании на кедровых орешках, пропускание через серебро или золото – это, в первую очередь, элемент маркетинга.

Рисунок 15. Пример маркетингового хода в рекламе

Становится ли водка от этого лучше, трудно сказать. Очищается она различными видами адсорбентов, в качестве которых чаще всего используется активированный уголь. А с помощью обезжиренного молока только смягчают вкус продукта.

Более того, введение в водку обезжиренного молока часто приводит к скрыванию недостатков этилового спирта, который используется для производства напитка. Если этиловый спирт имеет примеси эфиров, которые придают жгучесть и раздражают слизистую оболочку ротовой полости и пищевода, приводя к сухости и жажде, то если добавить в водку молоко, можно смягчить эти симптомы. Но эфиры-то остаются и продолжают свое разрушительное дело.

Каждый из нас хочет дать своим близким и себе все самое лучшее. В магазине мы придирчиво рассматриваем коробки с напитками. Покупателям известно: "нектар" - это смесь сока с водой и сахаром, в которой, в соответствии с требованиями технического регламента, натурального сока может быть всего 25-50%. "Напиток" - еще меньше. Но если вы видите надпись: «100-процентный сок» (см. рисунок 16), то вы должны быть уверены, что это значит – отжато из фруктов, без консервантов, без сахара, без лишних добавок.

Рисунок 16. Пример информационной фальсификации сока

Однако 95% производителей плодово-ягодных и овощных соков сегодня делают свой товар не из натурального сырья, а из концентрата. Это не секрет. Правда, они не спешат признаваться, какую же часть «100-процентного» сока этот концентрат составляет.

Можно привести еще множество примеров абсурдной информационной фальсификации относительно свойств товаров. В частности, вызывает недоумение информация о пастеризованном «живом» пиве (рисунок 17), в котором каким-то образом после длительной и жесткой пастеризации остались живыми культуры дрожжей. П онятие «живое пиво» в товароведной классификации вообще не существует.

Если же производитель информирует покупателя о присутствии в продукте живых культур пивных дрожжей, то такое возможно, если пиво непастеризованное. Любая пастеризация уничтожает дрожжи.

Рисунок 17. Пример информационной фальсификации пива

Возможно ли верить надписи о содержании в йогуртсодержащих десертных напитках «живых культур бифидобактерий», в которых даже после стерилизации, оставляющей «выжженое поле», эти бактерии каким-то образом уцелели! Всё многообразие йогуртов, представленное в торговой сети, можно разделить на две большие группы: с живыми бактериями и пастеризованные. Именно здесь опасность подстерегает неосведомленного потребителя. После тепловой обработки в пастеризованных йогуртах не остается ничего «живого». Такие йогурты имеют довольно длительный срок хранения – от нескольких месяцев до года. Истинно лечебными же свойствами обладают только так называемые «живые» кисломолочные продукты и биопродукты. Они содержат в себе полезные микроорганизмы, причем живые, оттого срок хранения их невелик — около 14 дней. Но если продукт содержит полезные микроорганизмы, это вовсе не означает, что в нем не могут развиваться «вредные» представители типа дрожжей и кишечной палочки. Поэтому внимательно следите за условиями хранения кисломолочной продукции, ведь она в равной степени приходится по вкусу и людям, и микроорганизмам. Тепловая обработка позволяет хранить йогурты при более высоких температурах. Посему если на этикетке написано, что можно хранить при температуре до +20…+25°С, перед вами скорее пастеризованный продукт. «Живые» же йогурты требуют хранения в холодильнике при температуре порядка +4…+6°С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: