Самооценка — один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие
личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Основная функция самооценки состоит в том,
чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом,
состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в
реализации этого стремления.
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется,
совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность
постоянно развивается, а значит, меняются ее представления о себе и отношение к себе. Все, что сложилось
в личности, возникло благодаря совместной деятельности с другими людьми и в общении с ними, поэтому
|
|
основными источниками оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное
окружение, в том числе и социальные реакции на какие-то проявления его личности. Иными словами,
человек не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его
оценивают другие. На самооценку, безусловно, влияют реальные достижения личности в самых
разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее
самооценка.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную
оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что
он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой
человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не
дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные
возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе,
такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с
|
|
заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или
воспринимает их как случайные и временные. Любая неадекватная оценка себя — завышенная или
заниженная — затрудняют жизнь человека. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок
в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он. Постоянное проявление
родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и
способствует формированию положительного отношения к себе.
Психология располагает экспериментальными методами для выявления самооценки человека. Так, с
помощью коэффициента ранговой корреляции может быть сопоставлено представление Индивида о
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 108
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 109 of 147
последовательном ряде эталонных качеств (успех, красота, ум, и другое, т. е. его «идеальное Я») с его «реальным Я». Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность экспериментатору судить о том, каков «Я-образ» человека, выраженный количественно.