Общественный строй румынских государств

К XIV - XV векам в румынских государствах окончательно оформились основные черты феодального уклада. В результате длительного процесса разложения общины и социальной дифференциации произошла консолидация класса феодалов: боярства в Молдове и Валахии и нобилитета в Трансильвании. В их руках сконцентрировалась значительная часть земельного фонда.

В зависимости от объема феодальной собственности, боярство условно подразделялось на три категории: большое, среднее и малое. Господарский домен был самым крупным. Номинально господарь считался верховным властелином всех земель своих подданных. В действительности же он не имел права вмешиваться во внутренние дела феодальных владений. Боярская собственность, именовавшаяся "вотчиной" или "баштиной", являлась наследственной и безусловной и могла быть продана, подарена своим владельцем. Господарь мог завладеть боярской вотчиной только в случае предательства ее хозяина.

Помимо безусловного феодального землевладения, "вотчины", в XIV - XV вв. появились и другие формы землевладения: церковное и светское условное. Последнее могло быть пожаловано как господарем, так и крупными боярами своим подданным "за верную и праведную службу". Так появилось множество вассалов, составлявших значительную часть господарского войска и боярских отрядов. В результате земельных пожалований со стороны господ и бояр достигли значительных размеров и монастырские владения. Доход боярства и нобилитета в большей части состоял из присвоения натуральной ренты (оброка) и использования труда крестьян на боярской запашке (барщина). К ним добавлялись и доходы от монопольного права на держание мельниц, давильного пресса, прядилен, а также от внутренних таможен, расположенных на их территориях, и др.

ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО являло собой противоположный полюс в общественной структуре средневекового румынского общества. К концу XV в. зависимые крестьяне в Молдове называются вечинами, а в Валахии - румынами. Зависимый крестьянин пользовался земельным участком, предоставленным ему феодалом за определенные повинности в пользу господина. Крестьянин не мог быть насильно изгнан с боярской земли, которую он обрабатывал, но в то же время имел право уйти от своего хозяина. Затем это право было ограничено и вовсе ликвидировано.

Крестьянские повинности состояли из оброка и несения различных служб и оказания услуг. Оброки представляли собой часть (от 1/10 и более) всего производимого крестьянином продукта. Так, источники упоминают о зерновом оброке (гэлетэрит, чиблэрит), оброке с овец (дижма, оклор), виноградарском (винэричиул), от выработки меда, воска, с рыболовства и т.д. Зависимые крестьяне должны были уплачивать налоги и государству, а в экстренных случаях - нести военную повинность. Из всех многочисленных налогов самым обременительным был поголовный (т.н. "бир"). К XVI в. наименование "бир" распространялось на большинство видов государственного налогообложения, уплачиваемого большей частью деньгами.

Другую, немногочисленную и низшую в социальном плане группу людей составляли рабы, цыгане и татары. Труд этих людей использовался в рамках феодального хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: