Режим османского господства

После продолжительного периода сопротивления, к середине XVI в. румынские государства подпали под господство Османской империи. Однако в отличие от стран к югу от Дуная, превращенных в пашалыки, румынские государства, благодаря традициям антиосманской войны, а также особому их положению на границах империи, сохранили свою внутреннюю автономию. Режим османского господства устанавливался здесь постепенно и усиливался в зависимости от внешней и внутренней политики того или иного государства.

Политический режим османского господства проявлялся в частой смене господарей. Во второй половине XVI в. Порта не только утверждает избранных боярским советом господарей с условием отправки в Константинополь заложника из числа его близких родственников. Институт господарской власти все более деградирует и к концу века наследственные выборы господарей заменяются их прямым назначением Портой, а боярский совет превращается в верный инструмент проведения протурецкой политики (получив и соответствующее название - диван). Если во внутренней политике были установлены лишь некоторые ограничения (господарь был волен в своих действиях), то во внешней политике его прерогативы сводились лишь к дипломатическим демаршам, совпадающим с политикой Порты. И все же несмотря на это, хотя и в ущемленном виде, но румынские страны сумели сохранить свою государственность, автономию, государственные институты, административно-политическую структуру. Военный режим турецкого господства был направлен на ослабление обороноспособности румынских стран, преследуя недопущение попыток восстановления независимости. Так, армия Молдовы и Валахии должна была насчитывать не более 10 000 чел. и была обязана по первому призыву султана участвовать в военных походах на его стороне. Стратегически важные крепости: Турну, Джурджиу, Брэила, Килия, Четатя Албэ, Бендер и др. - были превращены в райи с сильными гарнизонами. Из соображений лучшего надзора румынские столицы были перемещены из хорошо укрепленных крепостей в открытые города - Яссы и Бухарест.

Режим политического и военного господства усугублялся и режимом экономического господства. Главным обязательством румынских государств перед Портой была ежегодная уплата дани (харач). Ее размеры увеличивались на протяжении всего XVI в. и были прямо пропорциональны степени зависимости того или иного государства. Так, во второй половине XVI в. харач возрос в Валахии с 24 до 155 тыс. золотых, В Молдове - с 10 до 65 тыс., а в Трансильвании - с 10 до 15 тысяч.

Особенно обременительной была обязанность преподносить дары султану и верховным сановникам (пешкешы). Их размеры не устанавливались Портой, с тем чтобы свободнее манипулировать различными господарями. Общая сумма подарков приближалась к величине харача, со временем стала даже его превосходить, так как дары преподносились не только к празднику Байрама (как это было вначале), а и по многим другим многочисленным поводам.

Большие суммы затрачивались и для получения господарского трона. Чаще всего претенденты одалживали необходимую сумму у кредиторов, а став господарем, уплачивали долги, повышая сбор налогов с населения.

Помимо денежных обязательств румынские государства должны были обеспечивать Константинополь зерном и скотом. На эти продукты распространялась турецкая торговая монополия и они закупались турецко-левентийскими купцами по сниженным ценам.

Все вышеперечисленные поборы значительно сдерживали социально-экономическое развитие румынских государств. Следует отметить, что, являясь юридически установленными, они были все же относительно посильными для населения. Однако турки, зачастую не соблюдая периодичности взимания дани, прибегали к экстраординарным налогам, что и являлось поводом многочисленных антиосманских выступлений на протяжении XVI в., среди которых особо выделяется антиосманская война под предводительством Иоана Водэ (1572-1574).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: