Послесловие. Когда в курсе лекций изложен столь обширный материал, вроде бы и ни к чему послесловие, в каждой теме и ее конкретных сюжетах была сделана попытка представить

Когда в курсе лекций изложен столь обширный материал, вроде бы и ни к чему послесловие, в каждой теме и ее конкретных сюжетах была сделана попытка представить все, по крайней мере, основное, относящееся к их теоретическому описанию. И все же хочется в за­вершение сказать несколько обыкновенных (не из научного аппара­та) душевных слов, объясняющих в какой-то мере смысл моего под­хода и моих рассуждений в области государственного управления.

Многие из прочитавших мою книгу наверняка подумают, что уж слишком у нее сложное содержание, к тому же выраженное в труд­нопостижимых понятиях и терминах. Вот, скажут, намудрствовал автор.

Должен откровенно признаться, что я в жизни стремлюсь к ясно­сти, точности, четким мыслям и действиям, организованности и дисциплине, считаю, что порядок есть обогащение и продление частной и общественной жизни.

Однако когда входишь в систему общественных зависимостей, то встречаешь здесь усложнение, опосредование, абстрагирование. Смотришь вокруг: все возмущаются, ропщут, критикуют, недо­вольны, а положение дел — ни с места. Сделаешь исторический экскурс: и в далеком и в близком прошлом — тоже недовольства, возмущения, люди идут на реформы, революции, восстания, забас­товки и т.п., но проходит время — и опять все возвращается на кру­ги своя. Видимо, общественная жизнь намного сложнее частной, хотя, как каждый знает по своему опыту, и в последней разобрать­ся трудно.

Еще древние римляне поняли, что нельзя приватизировать обще­ственную жизнь, и отделили частное право от публичного, граж­данско-правовые отношения от государственно-правовых. В част­ной жизни многое (но не все) зависит от самого человека, в общест­венной — от всех вместе. И чем больше людей в обществе, чем оно

крупнее (многолюднее), тем более сложные, многообразные отно­шения между ними. Описание таких отношений требует обобще­ния, классификации и систематизации, использования особого языка — научных понятий и терминов. Не всегда удается подыс­кать или «изобрести» нужные слова, способные адекватно отра­жать соответствующие общественные явления, отношения и про­цессы. Есть проблемы перевода научных понятий и терминов с од­ного языка на другой, их интерпретации (уяснения смысла) и соотнесения с обыденным, «традиционным» национальным язы­ком. Поэтому сложность научного мышления есть неизбежность, вызванная объективными свойствами общественной жизнедея­тельности людей. Надо понимать это и работать над усвоением со­временного научного языка.

И еще одно замечание — напутствие: в государственном управле­нии как научном знании, историческом опыте и повседневной практике нет и не может быть простых явлений, отношений и про­цессов, легких решений и способов их реализации. Все — исключи­тельно сложно и в перспективе будет еще сложнее. Управлять мно­жеством людей всегда было сложно, и лишь немногим (имена их остались в истории) удалось на этом поприще достичь серьезных успехов. Талант, интуиция рождают, конечно, предпосылки, но как алмаз еще не бриллиант, так и предпосылки еще не объек­тивный результат.

Только упорный труд над собой, помощь и поддержка других лю­дей, постоянная учеба, преодоление «шипов» познания позволяют человеку взойти на уровень, с которого он вправе управлять обще­ственными процессами. Тот, кто хочет идти по этой стезе, должен заранее осознавать, что его ждет и что от него потребуется. Приоб­рести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до слу­чайных. Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подго­товке. Но реально управлять способен лишь очень талантливый, опытный, многогранно обученный и добросовестный человек. По­этому не удивляйтесь, если вокруг много «управляющих», но нет самого управления. И цените и уважайте тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид челове­ческих усилий.

В курсе лекций дан весьма ограниченный объем управленческого знания методологического характера, скорее, показаны основные подходы и направления в научной разработке такого знания. Рос­сийским ученым предстоит большая (и сложная!) работа по рас­крытию государственного управления по линии как фундамен­тальных исследований, так и прикладных, доведенных до каждой конкретной «ячейки» управления. Нужно идти по этому пути, до­бывать знания, использовать их, поднимать эффективность госу­дарственного управления в Российской Федерации. Иного не дано!

В конце своего курса хочу сказать: я сделал все, что мог, пусть придут другие и сделают лучше.

Октябрь 1994 — август 1995 г. Москва — д. Костино Владимир­ской области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: