Тестирование удобства пользования

Тестирование удобства пользования (Usability Testing ). Иногда мы сталкиваемся с непонятными, нелогичными приложениями, многие функции и способы использования которых часто не очевидны. После такой работы редко возникает желание использовать приложение снова, и мы ищем более удобные аналоги. Для того чтобы приложение было популярным, ему мало быть функциональным – оно должно быть еще и удобным. Если задуматься, интуитивно понятные приложения экономят нервы пользователям и затраты работодателя на обучение. А значит они более конкурентоспособные! Поэтому тестирование удобства использования, о котором пойдет речь далее является неотъемлемой частью тестирования любых массовых продуктов.

Тестирование удобства пользования – это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. [ISO 9126]

Тестирование удобства пользования дает оценку уровня удобства использования приложения по следующим пунктам:

- производительность, эффективность (efficiency) – сколько времени и шагов понадобится пользователю для завершения основных задач приложения, например, размещение новости, регистрации, покупка и т.д.? (меньше – лучше);

- правильность (accuracy) – сколько ошибок сделал пользователь во время работы с приложением? (меньше – лучше);

- активизация в памяти (recall) – как много пользователь помнит о работе приложения после приостановки работы с ним на длительный период времени? (повторное выполнение операций после перерыва должно проходить быстрее чем у нового пользователя);

- эмоциональная реакция (emotional response) – как пользователь себя чувствует после завершения задачи – растерян, испытал стресс? Порекомендует ли пользователь систему своим друзьям? (положительная реакция – лучше).

Уровни проведения. Проверка удобства использования может проводиться как по отношению к готовому продукту, посредством тестирования черного ящика (black box testing), так и к интерфейсам приложения (API), используемым при разработке – тестирование белого ящика (white box testing). В этом случае проверяется удобство использования внутренних объектов, классов, методов и переменных, а также рассматривается удобство изменения, расширения системы и интеграции ее с другими модулями или системами. Использование удобных интерфейсов (API) может улучшить качество, увеличить скорость написания и поддержки разрабатываемого кода, и как следствие улучшить качество продукта в целом.

Отсюда становится, очевидно, что тестирование удобства пользования может производиться на разных уровнях разработки программного обеспечения: модульном, интеграционном, системном и приемочном. При этом оно целиком и полностью будет зависит от того, кто будет использовать приложение на выделенном конкретном уровне – разработчик, бизнес пользователь системы и т.д.

Советы по улучшению удобства пользования. Для дизайна удобных приложений полезно следовать принципам «пока–йока» или fail–safe. У нас это более известно как «защита от дурака». Простой пример, если поле требует цифровое значение, логично ограничить пользователю диапазон ввода только цифрами – будет меньше случайных ошибок. Для повышения юзабилити существующих приложений можно использовать цикл Демминга Plan–Do–Check–Act, собирая отзывы о работе и дизайне приложения у существующих пользователей, и, в соответствии с их замечаниями, планируя и проводя улучшения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: