Содержание. Тема 1. Введение в менеджмент

ВВЕДЕНИЕ. ………… …………………………………………………………………4

Тема 1. ВВедение в менеджмент. Модели менеджмента…………………...............6

Тема 2. Развитие науки и практики управления. ……………………………………17

Тема 3. Организация как основа менеджмента. ……………………………………..22

Тема 4. Цикл менеджмета. Планирование как функция менеджмента. …………...28

Тема 5. Функция организации. ……………………………………………………….35

Тема 6. Мотивация как функция менеджмента. …………………………………….42

Тема 7. Контроль как функция менеджмента. ………………………………………52

Тема 8. Управленческие решения. …………………………………………………...57

Тема 9. Руководство: власть и личное влияние. …………………………………….65

Тема 10. Управление конфликтами и стрессами в организации. …………………..70

Тема 11. Система информационного обеспечения и коммуникации в менеджменте. ……………………………………………………………………………….82

Тема 12 Деловое общение……………………………………………………………90

Тема 13. Самоменеджмент и имидж организации. ………………………………...103

Список рекомендуемых источников.........................................................................108

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране произошли коренные изменения во всех сферах общества. В сфере экономических отношений осуществлен переход от плановой экономики к рыночной, в которой, как известно, меняются функции и роль руководителей организаций и их подразделений.

Менеджмент – это, прежде всего наука об управлении организацией в рыночных условиях, о том, как добиваться поставленных целей наиболее эффективным способом. Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной командно-административной системе. В условиях рынка все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых организаций; формируются рыночные механизмы управления. Поэтому все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с эффективным управлением персоналом, организационной культурой, стратегией, имиджем организаций, что занимает в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и предопределяет успех организации в достижении ее целей.

Возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента и высококвалифицированных специалистов в этой сфере. Эти специалисты должны обеспечить высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций на отечественном и международном рынках. По мере укрепления новых социальных и экономических отношений в мире роль менеджмента и менеджеров будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

Менеджмент является одной из важнейших учебных дисциплин не только для студентов экономических, гуманитарных специальностей, но и для будущих инженеров, юристов, предпринимателей, организаторов и руководителей производства.

В современных условиях, когда конкуренция, глобализация, информатизация стали не только проникать в традиционные сферы деятельности человека, но и оказывать значительное влияние на рынок труда, формируя структуру спроса, знания менеджмента, безусловно, необходимы. В этих условиях повышаются требования к выпускникам учебных заведений.

Цель настоящего издания – помочь будущим менеджерам усвоить знания в области менеджмента и сопряженных с ним экономических и социальных наук, сформировать и укрепить определенные навыки, проанализировать, оценить и развить личностные качества, необходимые для эффективной работы.

Задания подобраны таким образом, чтобы соединить воедино теорию и практику в рамках темы учебного курса. В нём содержатся вопросы, задачи, тесты, деловые игры, набор ситуаций для анализа по основным темам курса.

Тесты выявляют особенности личности студента. Деловые игры, направленные на принятие студентами конкретных решений в роли управленцев, способствуют развитию навыков делового общения, умений работать в команде.

Значительное внимание уделяется отработке конкретных ситуаций. Здесь студенту предлагается стать настоящим руководителем, войти в проблематику и предложить собственные варианты решения с обоснованием их результативности перед аудиторией. Ситуации, разбираемые совместно в учебной аудитории, при грамотной работе преподавателя позволяют создать креативную среду, прийти к нестандартным решениям.

Тестовые задания помогают проводить текущий контроль полученных знаний, в том числе и при самостоятельной работе студента, экономят время и позволяют выделить ключевые моменты, необходимые для запоминания. Практические занятия развивают навыки аналитической деятельности, способность аргументирования своего мнения.

Набор вопросов, задач, ситуаций, деловых игр, содержащихся в предлагаемом сборнике, даст возможность организовать изучение курса «Менеджмент» наиболее рациональным образом – через практические занятия, опросы, решение кейсов, самостоятельную работу студентов, тем самым разнообразив и углубив получаемые навыки и знания.

Практические задания и проблемные ситуации, представленные в учебном пособии, приближены к современным экономическим условиям, а некоторые заимствованы из жизни существующих организаций.

Выполнение заданий практикума направлено на формирование у студента следующих компетенций:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного взаимодействия (часть ОК-4);

- способностью к самоорганизации (часть ОК-7);

- способностью осуществлять сбор, анализ данных, необходимых для решения профессиональных задач (часть ОПК-2);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность(ОПК-4).

Тема 1. Введение в менеджмент. Модели менеджмента

Содержание темы.

Определения понятия «менеджмент». Подходы к определению сущности и содержания менеджмента: функция, наука и искусство, категория людей, процесс, орган или аппарат управления. Виды менеджмента. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Виды разделения труда менеджеров. Модель антикризисного управляющего. Уровни управления. Руководители низшего, среднего и высшего звена, сфера их ответственности и основные задачи. Основные модели менеджмента: американская и японская. Главные особенности американской и японской моделей. Влияние различных особенностей национальных моделей менеджмента на процесс принятия управленческих решений. Практическая значимость изучения моделей менеджмента. Формирование российской модели управления.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи современного менеджмента.

2. Виды менеджмента.

3. Менеджеры в системе управления. Модель антикризисного управляющего.

4. Зарубежные модели управления.

5. Особенности развития и характерные черты российского менеджмента на современном этапе. Принципы управления для современных деловых российских организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: