double arrow

СТУПЕНЬ ТРЕТЬЯ: ИХСАН

ИХСАН ИМЕЕТ ОДИН СТОЛП. ОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО «ТЫ ДОЛЖЕН ПОКЛОНЯТЬСЯ АЛЛАХУ ТАК, БУДТО ВИДИШЬ ЕГО, А ЕСЛИ ТЫ НЕ ВИДИШЬ ЕГО, ТО, ПОИСТИНЕ, ОН ВИДИТ ТЕБЯ». НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО. " ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ И ТВОРЯТ БЛАГИЕ ДЕЛА С ИХСАНОМ " (Ан-Нахль, 16:128).

ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ. "УПОВАЙ НА МОГУЩЕСТВЕННОГО, МИЛОСТИВОГО, КОТОРЫЙ ВИДИТ ТЕБЯ, КОГДА ТЫ ВЫСТАИВАЕШЬ МОЛИТВЫ ПО НОЧАМ И СОВЕРШАЕШЬ ДВИЖЕНИЯ СРЕДИ ПАДАЮЩИХ НИЦ. ВОИСТИНУ, ОН – СЛЫШАЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ" (Аш-Шу`ара, 26:217-220).

ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ: "КАКОЙ БЫ ПОСТУПОК ТЫ НИ СОВЕРШАЛ, ЧТО БЫ ТЫ НИ ЧИТАЛ ИЗ КОРАНА И ЧТО БЫ ВЫ НИ СОВЕРШАЛИ, МЫ НАБЛЮДАЕМ ЗА ВАМИ С САМОГО НАЧАЛА" (Йунус 10:61).

Ихсан (в отличии от Ислама и Имана) имеет один столп. Он заключается в том, что «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя».

Этот столпа включает две ступени:

Первая, высшая, ступень: поклонение Аллаху так, словно видишь Его. Это поклонение, основанное на любви, стремлении и томлении по тому, что уготовано у Аллаха из наград. Оно называется (‘ибада аль-мушахада) (поклонением видения). Таково поклонение пророков и посланников, мир им, но достичь этой ступени могут и другие.

Вторая ступень: поклонение Аллаху с ощущением Его наблюдения. Это поклонение, основанное на страхе перед Аллахом и желании избежать Его наказания. Оно называется поклонением ‘ибада аль-муракаба (поклонение с ощущением контроля Аллаха и осознанием Его наблюдения). Это тот минимальный уровень, который должен присутствовать у любого мусульманина.

НА ЭТО УКАЗЫВАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО. " ПОИСТИНЕ, АЛЛАХ С ТЕМИ, КОТОРЫЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ И ТВОРЯТ БЛАГИЕ ДЕЛА С ИХСАНОМ " (Ан-Нахль 16:128).

Ахль ас-Сунна подтверждают в отношении Аллаха такой атрибут как сопутствие (аль-ма’иййа). Сопутствие Аллаха нужно понимать буквально, но соответственно величию Всевышнего, не уподобляя его сопутствию творений и непременно избегая неправильных представлений по этому вопросу, например, представлений, что Аллах находится в непосредственном контакте с творениями, или воплощен в созданном мире, или смешан с творениями в местах их нахождения. Сопутствие Аллаха бывает двух видов: общее и особое. Общее охватывает все творения. Особое бывает в отношении определенных личностей или в отношении обладателей определенных качеств. Ахль ас-сунна, в отличие от людей заблуждения, подтверждают в отношении Аллаха атрибут сопутствие и то, что из него следует.

«Богобоязненные» –это те, которые устанавливают между собой и наказанием Аллаха преграду в виде выполнения Его приказов и оставлении того, что Он запретил, на основе знания.

ВСЕВЫШНИЙ ТАКЖЕ СКАЗАЛ. "УПОВАЙ НА МОГУЩЕСТВЕННОГО, МИЛОСТИВОГО, КОТОРЫЙ ВИДИТ ТЕБЯ, КОГДА ТЫ ВЫСТАИВАЕШЬ МОЛИТВЫ ПО НОЧАМ И СОВЕРШАЕШЬ ДВИЖЕНИЯ СРЕДИ ПАДАЮЩИХ НИЦ. ВОИСТИНУ, ОН – СЛЫШАЩИЙ, ЗНАЮЩИЙ" (Аш-Шу`ара 26:217-220).

Ранее мы говорили, что упование (ат-таваккуль) – это когда человек подлинно полагается на Аллаха, доверяя Ему и предпринимая дозволенные шариатом возможные меры.

Виды упования:

- Обязательное упование. Посвящение его не Аллаху – большой ширк. Оно состоит в том, что человек полностью и абсолютно опирается на Аллаха, препоручает Ему все свои дела и убежден, что лишь в Его руке получение человеком пользы или отведение от него вреда.

- Малый ширк. Такое упование состоит в том, что человек полагается на кого-либо из живых с некоторой долей ощущения своей зависимости от него, привязанности к нему сердца, некоторым осознанием своей нужды в нем и своей низости перед ним. То есть человек воспринимает в данном случае это творение несколько больше, чем просто причину. Это малый ширк. Примером может служить случай, когда человек полагается на правителей или богатых людей в вопросе получения материальных средств, будучи убежденным в своей нужде в них и зависимости от них.

- Дозволенное. Здесь подразумевается уполномочивание кого-либо в совершении тех или иных дел. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уполномочивал людей в тех или иных общих и личных делах. Однако не следует говорить: «Я уповаю на такого-то (таваккальту ‘аля фулян)» - или же: «Я уповаю на Аллаха, а потом на такого-то», а следует говорить: «Я уполномочил такого-то (ваккальту фулянан)».

«Могущественный» (аль-’Азиз): могущество (аль-'изза) имеет три вида, каждый из которых присущ Аллаху:

1. могущество положения ('изза аль-кадр): оно заключается в том, что Аллах обладает великим положением и степенью величия, в которой Ему нет равных;

2. могущество недоступности для вреда и недостатков ('изза аль-имтина'): оно заключается в том, что Аллаху не может быть причинено зло и его не могут коснуться пороки и несовершенство;

3. могущество покорения ('изза аль-кахр): оно состоит в том, что Аллах побеждает и покоряет всех и вся.

Автор упомянул доводы на свои слова, касающиеся ислама, имана и ихсана, а затем привел хадис, который заключает в себе доводы на все три уровня религии. Это хадис Джибриля, мир ему. Автор говорит:

ДОВОДОМ НА ЭТО ИЗ СУННЫ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗВЕСТНЫЙ ХАДИС О ПРИХОДЕ АНГЕЛА ДЖИБРИЛЯ, КОТОРЫЙ ПЕРЕДАЛ УМАР ИБН АЛЬ-ХАТТАБ, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ.

ОН (УМАР) СКАЗАЛ: "ОДНАЖДЫ, КОГДА МЫ СИДЕЛИ ВМЕСТЕ С ПОСЛАННИКОМ АЛЛАХА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ПЕРЕД НАМИ ПОЯВИЛСЯ ЧЕЛОВЕК В НЕОБЫЧАЙНО БЕЛЫХ ОДЕЖДАХ И С НЕОБЫЧАЙНО ЧЕРНЫМИ ВОЛОСАМИ. НА НЕМ НЕ БЫЛО НИКАКИХ СЛЕДОВ ДАЛЬНЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ, НО НИКТО ИЗ НАС ЕГО НЕ ЗНАЛ.

ОН ПОДОШЕЛ И СЕЛ НАПРОТИВ ПРОРОКА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ПРИКОСНУВШИСЬ КОЛЕНЯМИ К ЕГО КОЛЕНЯМ И ПОЛОЖИВ ЛАДОНИ НА ЕГО БЕДРА.

ОН СКАЗАЛ: "О МУХАММАД, РАССКАЖИ МНЕ ОБ ИСЛАМЕ"

ПОСЛАННИК АЛЛАХА СКАЗАЛ: "ИСЛАМ ОЗНАЧАЕТ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ, ЧТО НЕТ НИКОГО, ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНЕНИЯ, КРОМЕ АЛЛАХА, И ЧТО МУХАММАД — ПОСЛАННИК АЛЛАХА, СОВЕРШАТЬ МОЛИТВЫ (НАМАЗ), ПЛАТИТЬ ЗАКЯТ, ПОСТИТЬСЯ В РАМАДАН И СОВЕРШАТЬ ХАДЖ К ДОМУ, ЕСЛИ ТЫ В СОСТОЯНИИ СДЕЛАТЬ ЭТО".

ЧЕЛОВЕК ПРОИЗНЕС: "ТЫ СКАЗАЛ ВЕРНО".

МЫ БЫЛИ УДИВЛЕНЫ ТОМУ, ЧТО ОН СПРАШИВАЕТ И САМ ЖЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ ДОСТОВЕРНОСТЬ ОТВЕТА.

Удивление сподвижников объясняется тем, что спрашивающий, как правило, не знает ответ на свой вопрос. Поскольку пришедший человек подтверждал правильность ответов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это указывало на то, что он знал ответ – зачем же в таком случае он задавал вопросы? На самом деле, вопросы задавались для того, чтобы сподвижники могли услышать ответы и обрести знание об этих важных вещах.

Ученики отличаются друг от друга по тем вопросам, которые задают. Одни из них стараются спрашивать о чем-то важном, знание о чем принесет всем пользу. Другие же задают такие вопросы, из-за которых пропадает урок или открывается дверь зла для людей.

ЗАТЕМ ОН СКАЗАЛ: "РАССКАЖИ МНЕ ОБ ИМАНЕ".

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: "ТЫ ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ В АЛЛАХА, ЕГО АНГЕЛОВ, ЕГО КНИГИ, ЕГО ПОСЛАННИКОВ, ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ И В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ С ЕГО ДОБРОМ И ЗЛОМ".

ЧЕЛОВЕК СКАЗАЛ: "РАССКАЖИ МНЕ ОБ ИХСАНЕ".

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: "ТЫ ДОЛЖЕН ПОКЛОНЯТЬСЯ АЛЛАХУ ТАК, КАК БУДТО ВИДИШЬ ЕГО, НО ЕСЛИ ТЫ И НЕ ВИДИШЬ ЕГО, ТО, ПОИСТИНЕ, ОН ВИДИТ ТЕБЯ".

ЧЕЛОВЕК СКАЗАЛ: "СООБЩИ МНЕ О ЧАСЕ".

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, ОТВЕТИЛ: "СПРАШИВАЕМЫЙ ЗНАЕТ НЕ БОЛЬШЕ СПРАШИВАЮЩЕГО".

То есть Джибриль попросил сообщать ему о времени Судного часа, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил, что как Джибриль не знает этого, так и ему это неведомо. Если самые лучшие из творений – посланник из числа ангелов и самый лучший посланник из числа людей – не знали этого, то другие не могут знать этого тем более. Каждый, кто утверждает, что знает, когда наступит Час, или верит тем, кто это утверждает, тот – неверующий и лжец. Всевышний сказал: «Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знание о нем – только у Аллаха» (33:63), а также сказал: «Они спрашивают тебя о Часе, когда он наступит. Откуда тебе знать об этом!» (79:43).

"ТОГДА РАССКАЖИ МНЕ О ЕГО ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯХ", – ПОПРОСИЛ ЧЕЛОВЕК.

.Предзнаменования Судного часа (ашрат ас-са’а) делятся на большие и малые.

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: "РАБЫНЯ РОДИТ СВОЮ ГОСПОЖУ, И ТЫ УВИДИШЬ БОСЫХ, НАГИХ, ОБЕЗДОЛЕННЫХ ПАСТУХОВ, СОРЕВНУЮЩИХСЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЫСОКИХ ЗДАНИЙ".

«Рабыня родит свою госпожу»: есть несколько толкований этих слов. Среди них:

- распространится непочтение к родителям;

- появится много рабов;

- у царя родится от невольницы сын, который после смерти отца станет властелином над всеми людьми, в том числе, над своей матерью;

- речь идет о распространении прелюбодеяния;

- произойдут коренные изменения в положении людей.

Последнее толкование применимо и ко второму предзнаменованию: сильно бедные люди вдруг станут невероятно богатыми и начнут соревноваться в возведении зданий.

ПОСЛЕ ЭТОГО ОН УШЕЛ. ПРОШЛО ДОСТАТОЧНО МНОГО ВРЕМЕНИ, И ЗАТЕМ ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: "О УМАР, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КТО БЫЛ СПРАШИВАЮЩИЙ?"

Я ОТВЕТИЛ: "АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ ЭТО ВЕДОМО ЛУЧШЕ".

ПРОРОК, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, СКАЗАЛ: "ЭТО БЫЛ ДЖИБРИЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИХОДИЛ К ВАМ НАУЧИТЬ ВАС ВАШЕЙ РЕЛИГИИ".

"О Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?": Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что Умару не известен приходивший, однако он задал Умару этот вопрос для того, чтобы вызвать в нем интерес и сильное желание узнать ответ. Это один из методов, которые использовал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при обучении людей. Когда о чем-то человеку сообщают не сразу, а после предварительного осведомления о его знании об этом, в нем рождается интерес, усиливается его внимание, и сообщение запоминается им лучше.

Я ОТВЕТИЛ: "АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ ЭТО ВЕДОМО ЛУЧШЕ".

При жизни Пророка говорили так, а сейчас говорят: «Аллаху это ведомо лучше».

ОН СКАЗАЛ: "ЭТО БЫЛ ДЖИБРИЛЬ, КОТОРЫЙ ПРИХОДИЛ К ВАМ НАУЧИТЬ ВАС ВАШЕЙ РЕЛИГИИ".

Этот хадис содержит в себе указание на многие правила, связанные с получением религиозного знания. Вообще же, искатель знания должен знать и соблюдать следующие шесть прав:

- в отношении самого себя и своей души,

- в отношении места,

- в отношении книги,

- в отношении товарищей,

- в отношении шейха или учителя,

- в отношении получаемого знания (как с ним поступать?).

Первое право: в отношении самого себя человек при получении знания должен придерживаться ряда важных норм. К ним относятся: искренность в отношении Аллаха, зухд (воздержанность по отношению к земной жизни), способность удовлетворяться малым, довольство тем, что дает Аллах, правдивость, упорство, стойкость (сабат) и привычка удостоверяться в получаемых сведениях (тасаббут). Что касается стойкости, то человек, стремящийся стать обладателем знания, должен доводить до конца то, что начал изучать. Если ты начал изучение книги, то дойди до конца, не оставляй ее, пока не выучишь ее текст и не узнаешь его разъяснение. Что касается удостоверения, то речь идет о том, что, получая какое-либо знание, необходимо удостоверяться в его достоверности и в том, что именно этого придерживались праведные предшественники. Удостоверяйся в достоверности хадисов, в том, что полученное знание восходит к предшественникам и к их пониманию религии.

Джибриль, придя к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, научил верующих ряду норм личного поведения. Во-первых, он был одет в хорошую, приятную, чистую одежду, потому что пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для получения знания. Во-вторых, он стал задавать вопросы, ответы на которые знал, для того чтобы присутствующие получили пользу и чтобы стать причиной обретения знания другими. Вот почему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Умару: «Это был Джибриль, который приходил к вам научить вас вашей религии». Таким образом, искатель знания должен задавать благие вопросы и делать это благим образом. В-третьих, Джибриль, мир ему, показал пример того, как ученик должен слушать учителя. Он не перебивал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил «я это уже знаю», слушал молча и внимательно. Всевышний в Коране указывает на это правило, когда рассказывает о джиннах, пришедших к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, учиться Корану:

فلما حضروه قالوا أنصتوا فلما قضي ولوا إلى قومهم منذرين

«А когда они пришли к нему, то сказали друг другу: «Слушайте молча»» (46:29).

В-четвертых, Джибриль, мир ему, сидел так, как подобает сидеть благопристойному ученику, получающему знание, он не сидел так, как сидят высокомерные люди или те, которые не знают цены знанию, и как сидят сегодня некоторые ученики, да наставит Аллах нас и их на прямой путь. Если ты присутствуешь в кружках знания, в кружках обладателей знания, то непременно сиди благопристойно, ибо ты получаешь знание из Корана и Сунны.

Второе право: право места, где ты получаешь знание. Многие ученые писали об этом и указывали, что искатели знания непременно должны вести себя пристойно и уважительно в отношении места, где проходит обучение. Не следует превращать место, где идет урок, в место приема пищи, игр, развлечения, сна. Нужно знать, что оно предназначено для учения. Особенно, если урок проходит в мечети. Тот, кто является в мечеть для получения знания или его передачи, подобен муджахиду на пути Аллаха. Не забывай, что это дом Аллаха, что он возведен для поклонения Ему. Всевышний сказал:

«Все Мечети принадлежат Аллаху, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» (Аль-Джинн 72:18).

Поэтому не следует превращать мечети в места для длительных застолий, игр, развлечений, сна. Некоторые ученики начинают развлекаться при помощи мобильного телефона, играть, писать сообщения и т.д. Надо отдалять от мечети мирские занятия, если только это не что-то незначительное. Например, если постящийся, находящийся в мечети, когда наступит время разговения, немного поест – это допустимо. Но не нужно сидеть и заниматься в мечети длительными застольями, в то время как идут уроки, или люди хотят читать Коран, поминать Аллаха, повторять выученное и т.д. Да наставит Аллах тех, которые сидят в мечетях, пьют чай, ведут неспешные беседы о бизнесе, о женитьбе и прочих мирских вопросах.

Третье право:

В отношении своего товарища по учебе ты должен придерживаться правила, изложенного в хадисе:

المؤمن مرآة المؤمن

«Верующий – зеркало для своего брата».

Будь хорошим товарищем, который призывает к благу и удерживает от зла. Ученые говорят: «Товарищ («сахиб», через букву «сад») – утягивающий («сахиб», через букву син)». Всевышний говорит:

ويوم يعض الظالم على يديه يقول يا ليتني اتخذت مع الرسول سبيلا يا ويلتى ليتني لم أتخذ فلانا خليلا لقد أضلني عن الذكر بعد إذ جاءني وكان الشيطان للإنسان خذولا

« В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки» (25:27-29).

Поэтому, обязательно нужно наставлять друг друга. Если видишь у своего брата упущения – дай ему мудрое наставление и явись для него зеркалом.

Четвертое право: Отношение к книге. Книги – одна из бесчисленных милостей Аллаха. В наши дни средства для получения знания облегчены и их много, в отличие от прежних времен, когда книг не было или они были очень дороги и являлись редкостью. Люди писали на дощечках, коже и т.д. Сегодня у нас есть эти книги, и мы должны знать им цену. Многие в наши дни покупают книги или берут их при бесплатной раздаче, а затем не читают их вовсе. Прочти хотя бы вступление и содержание книги! Некоторые люди используют книги для посторонних записей (телефонные номера и т.д), другие едят и пьют с книгой на столе, и уже совсем скоро она становится заляпанной и изорванной. У шейха Абдульмухсина аль-Аббада до сих пор сохранены книги, которые он изучал в раннем детстве, то есть почти семьдесят лет назад. Почему? Потому что он знает цену этим книгам. Книги –великая ценность. Если ты утеряешь или испортишь книгу, то, возможно, больше не найдешь ее в таком издании. Особенно, те книги, по которым ты учишься – заботься о них насколько можешь.

Пятое право: отношение к шейху, к учителю. Здесь люди делятся на три группы: две крайности и умеренная середина. Есть люди, которые излишествуют в почитании шейхов, целуя их ноги, руки, прикасаясь к ним для получения благодати (бараки). Другие, наоборот, порочат ученых и учителей, ругают их, проявляют непочтительность. Третья группа – Ахль ас-сунна ва-ль-джама’а. Они придерживаются той середины, которой придерживались праведные предшественники в отношении ученых – без чрезмерности и без упущений. Бывает, что ученик отвлекается на уроке, не слушает учителя, разговаривает, смеется, спит, вытягивает ноги или пишет смс-сообщения, а когда заканчивается урок, говорит: «Где шейх?» На вопрос: «Зачем он тебе?» - он восклицает: «Я хочу поцеловать ему руку или голову. Клянусь, я его люблю». Лжец! Если бы ты любил учителя по-настоящему, как это было у предшественников, ты бы сидел молча, внимательно слушал его, впитывал знание, затем совершал деяния в соответствии с ним и призывал к этому других. Этот шейх вовсе не хочет от тебя поцелуев, дифирамбов, прикасаний к нему! Вообще, ученые не любят все эти вещи. Муфтий Саудовской Аравии, например, соглашается на рукопожатие, но не соглашается на то, чтобы ему целовали голову. Праведник хочет, чтобы ты получал от него знания, жил по ним, доносил их до людей и молился за него втайне. Это и есть настоящая любовь! Иная любовь, в итоге, превращается в нововведение (бидат) или многобожие (ширк).

Шестое право: Отношение к знанию. Его нужно закреплять, повторяя и углубляя. Каждый месяц нужно оживлять свое знание в памяти, ибо, как говорилось раньше, настоящее твое знание – это то, которое ты видишь в темноте. Предшественники всегда повторяли то, что знают. Кроме того, тебе надлежит применять свое знание в деяниях, ибо сказано: «Знающий, не поступающий в соответствии со знанием, будет подвергнут наказанию прежде идолопоклонников». После этого ты обязан призывать к тому, что знаешь и делаешь, и проявлять терпение в отношении знания (получения его и повторения), деяний и призыва. Если мы будем поступать таким образом, то с позволения Аллаха сможем ответить на вопросы ангелов в могиле.

Таким образом, автор закончил рассмотрение второй из трех основ, чтобы перейти к разъяснению третьей – кто наш Пророк. Изучая этот вопрос, необходимо коснуться нескольких вещей: происхождение Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с чего началась и сколько продлилась его миссия, кем он является – пророком или посланником, к кому он был послан, к чему призывал, донес ли он то, что должен был донести, умер ли он или нет, где родился и где умер, сколько пробыл в Мекке и сколько в Медине, когда ему и его общине были вменены в обязанность пять ежедневных намазов и так далее – все это мы, с позволения Аллаха, изучим при рассмотрении третьей основы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: