Упражнение «Медитация для избавления от боли»

Здесь приводится медитация, которую можно делать с человеком, ощущающим головную или любую другую боль:

Пусть этот человек ляжет, закроет глаза и полностью расслабится. Попросите его на время сосредоточить внимание на дыхании, дышать надо глубоко, медленно и естественно. Пусть он не спеша считает от 10 до 1, с каждым счетом все более расслабляясь.

Когда он полностью расслабится, попросите его представить яркий свет любого цвета, который ему нравится (пусть это будет первый цвет, который придет ему в голову). Попросите его представить этот свет в виде небольшой яркой сферы. Теперь пусть он представляет, как она постепенно разрастается, пока наконец не заполнит все воображаемое пространство. Когда он почувствует это, попросите его представить, что сфера начала сжиматься и опять достигла прежних размеров. Пусть теперь эта сфера сожмется еще больше, примерно до сантиметра в диаметре, и, наконец, исчезнет совсем.

Проделайте это упражнение снова, но пусть теперь больной представит, что этот цвет — его боль.

«Океан».

Сложные жизненные ситуации и неразрешенные проблемы вызывают у человека уныние и ощущение своей беспомощности. Выходом нередко является изменение отношения к происходящему, то есть ситуация остается той же, но эмоциональные переживания становятся меньше, либо вовсе исчезают. Возникает философское отношение – «И это тоже пройдет». Эта визуализация может стать тем образом, который поможет людям самостоятельно помогать себе в стрессовых ситуациях.

Это упражнение с пособствует снятию эмоционального напряжения, выходу на ресурсное состояние. Развивает умение посмотреть на ситуацию со стороны. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку.

«Подумай о своей проблеме, которая вызывает стресс. Это может быть насущная проблема, или то, что когда-то произошло и до сих пор воспоминания об этой ситуации вызывают у тебя напряжение. А может это просто тревожные мысли. Представь себе проблему зримо, так, как будто это происходит прямо сейчас. Почувствуй, как твое тело реагирует на эти переживания: напрягаются мышцы, учащается дыхание, гулко и быстро начинает биться сердце. Тебя охватывают сильные чувства: злость, раздражение, страх или паника. Может тебе стыдно или ты чувствуешь себя виноватым.

Представь себе, что твоя проблема - это бушующий океан. Огромные, тяжелые волны поднимаются над поверхностью и с грохотом, брызгами падают вниз. Сильный, шквалистый ветер гонит волны вперед. Низкое, свинцовое небо нависло над океаном, хлещет дождь, слышны раскаты грома. Представь себя суденышком, которое сопротивляется стихии. Его несет по волнам, заливает дождем, бьет ветром. Почувствуй то колоссальное напряжение, которое возможно себе представить в борьбе с бушующим океаном.

Теперь мысленно нырни под воду, не глубоко от поверхности. Вой ветра и шум воды стали тихими, приглушенными. Сильные, разрушительные волны сменились плавным колебанием воды, серый цвет - голубым мерцанием. Вместе с этим начинает расслабляться твое тело, уходит напряжение, успокаивается дыхание, становится равномерным сердцебиение. Представь себя рыбой, свободно плывущей в водяной толще. Твои движения плавны и неторопливы, ты легко преодолеешь колебание воды и то, что происходит на поверхности, тебя мало волнует.

Мысленно опустись на самое дно океана. Здесь царит покой и умиротворение. Волнение и буря совсем не слышны. Неспешно двигаются глубоководные рыбы, морские животные и моллюски совершают свой грациозный танец. Звуки почти отсутствуют. Представь себя раковиной, лежащей на дне океана, неподвижной и безучастной. Максимально расслабь свое тело, успокой дыхание и раствори сознание. Почувствуй свою безучастность, покой, неподвижность…

Теперь опять мысленно перенеси себя на поверхность океана. Ты - крейсер, большой, мощный, сильный. Твои турбины работают исправно, корпус тверд и прочен. Океанские волны разбиваются на миллионы брызг, когда встречаются с носом крейсера. Стихия не в силах нанести ему ущерб. Он совершает свой путь, точно следуя намеченному курсу. Почувствуй, как уверенно ты справляешься с ситуацией, переживаешь жизненную непогоду, решаешь возникающие проблемы. Мысленно скажи себе - «я с этим справлюсь» и сделай ревизию того потенциала, который хранится в твоей душе, в теле, в уме.

А теперь представь себе спокойный океан, переливающийся множеством бликов, легкий бриз и пронзительно голубое небо. Рано или поздно океан твоей жизни успокоится, буря сменится штилем и ты сможешь насладиться гармонией и безмятежностью, которую можно по достоинству оценить, лишь пережив бурю».

Упражнение можно оставить без обсуждения. Если будут желающие, предложите им поделиться ощущениями, мыслями, выводами.

Литература

1. Абрамова С.Г. Практикум по психологическому консультированию. М..1995.

2. Абрамова С.Г. Психологическое консультирование. М., 2001.

3. Авдеев А.Д. Маска и ее роль в процессе возникновения театра. М., 1964.

4. Авдеев А.Д. Происхождение театра. М-Л., 1959.

5. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)

6. Алиев X. М. Защита от стресса. – М.: Мартин, 1996.

7. Алиев X.М. Методы управления психофизиологической саморегуляцией «Ключ». – М., 2003.

8. Алиев X.М. Методическое руководство по использованию метода
психофизиологической саморегуляции «Ключ» для специалистов детских центров реабилитации. М., 1997

9. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.- Минск, 1997.

10. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс. 1979.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.

13. Арт-терапия в эпоху постмодерна (под ред. Копытина А.И.). СПб., 2002.

14. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997.

15. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать Питер 1997.

16. Бернс Р., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

17. Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979.

18. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

19. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина. 1989.

20. Бюдженталь Д. Наука быть живым М. 1998.

21. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

22. Все худшее, что с вами может случиться. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: РИПОЛ - КЛАССИК, 2001;

23. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.

24. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. СПб., 1996.

25. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2002.

26. Гнездилов А.В.Дым старинного камина. СПб., 1998.

27. Голан А. Миф и символ. М., Русслит, 1993.

28. Гоникман Э.И. Волшебная радуга камня. Минск, Сантана, 1991.

29. Гостюшин А. В. Человек в экстремальной ситуации. М.: Армада – Пресс,2001.

30. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб.: 1999

31. Гройсман А.Л., Орлов Ю.М. Целительное рисование. М., 1996.

32. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993.

33. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.

34. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., 1974.

35. Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арттерапии. М., 2003.

36. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

37. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1985.

38. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. С Пб., 2001.

39. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1996.

40. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии.СПб., 2003.

41. Исцеляющее искусство. Журнал арт-терапии. СПб., 1997-98.

42. Каган В.Е. Янусово мышление психотерапии // Психотерапевтич. тетради. Вып. 1. СПб., 1993

43. Каган В.Е. (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом. Институт "Гармония" - Olympia Institute, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995).

44. Кандинский В.В. Ступени. М., 1918.

45. Кёниг К. Когда нужен психотерапевт / Пер. с нем. - М.: Изд. гр. «Форум» - «Инфра-М», 1998.

46. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Перев. с англ. – М.: «Класс», 1993.

47. Ковтунович М.Г., Рожнов Н.В., Ениколопов С.Н., Орлова Н.В. психологическая подготовка спасателей. – М., 2007.

48. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. - М.: Шанс, 1992.

49. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999.

50. Копытин А.И. Практикум по арттерапии. СПб, 2000.

51. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб., 2003.

52. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект,1999.

53. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика - М.: Академический проект,2002

54. Кратохвил С. Руководство по групповой психотерапии.

55. Либих С.С. Аутогенная тренировка. – Л., 1993.

56. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

57. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

58. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001.

59. Мастерство психологического консультирования. /Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной/ - С-Пб, 2002 - «Европейский дом» - 184 с.

60. Матафонова Т. Ю. Приемы психологической саморегуляции. (Практическое пособие для спасателей МЧС). – М., 2005.

61. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании., М., 2001.

62. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. М., 2000.

63. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994.

64. Мей Р. Любовь и воля М. 1997

65. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. М. 1997

66. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.

67. Методические рекомендации по оценке психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных условиях. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.

68. Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами /Под ред. А.А. Бадхен. – СПб.: Институт психотерапии и консультирования ГАРМОНИЯ, 2001. – 78 с.

69. Миллер А.М. «Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке». Методические рекомендации, Тамбов, 2004.

70. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – К., 1994. – С. 61 – 92, 160 – 167.

71. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

72. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. СПб., 2002.

73. Некоторые аспекты библиотерапии. Метод. рекомендации. Вильнюс, 1988.

74. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. (перевод Е.Н.Волкова) СПб, Питер,2000.

75. Никкол Б. Модель семейного консультирования для школьных каунслеров //Психологическая служба системы образования. В. I. СПб., 1993.

76. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. С-Пб 2001.

77. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. СПб., 1995.

78. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. Мн. 1999

79. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии М. 1996.

80. Питер Дарман. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. – М.: 000 Изд-во Яуза, Формула-Пресс, 2001;

81. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.. 1982.

82. Пособие Линкольнширского центра кризисной психологии. - Великобритания, 1990.

83. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

84. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.,1983.

85. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

86. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999.

87. Психодрама – вдохновение и техника / Под ред. П.Холмса и М.Карп. – М.: «Класс», 1997.

88. Психология личности. Альманах психологических тестов. М., 1997

89. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия, составители А.Е. Тарас, КВ. Сельченок. – Минск: АСТ, 2000..

90. Пуховский Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. – М.: Академический Проспект, 2000.

91. Рейноутер Д. Это в ваших силах М. 1993

92. Рид Г. Искусство и бессознательное. Л., 1957.

93. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.,
1994.

94. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы психологической диагностики. М.,1992.

95. Ромек В.Г, Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, СПб, речь, 2004

96. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

97. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб, 1995.

98. Серов Н.В. Хроматизм мифа. СПб., 1990.

99. Словарь психолога-практика. / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

100. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983.

101. Соколов Д. М. Сказки и сказкотерапия. М., 1996.

102. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г., Справочник практического психолога. – Спб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003.

103. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2002.

104. Театр кукол зарубежных стран. Л-М., 1959.

105. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.

106. Учебник спасателя //С.К.Шойгу, М.И.Фалеев, Г.Н.Кириллов и др. /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – 2 изд. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2002.

107. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис,1998

108. Хухлаев О.Е.. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом - М.: МГППУ, 2006. - 128 с.

109. Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

110. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Моск. психотерапевтический журнал. 1992. № 2.

111. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. М., 1988.

112. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997

113. Черепанова ЕМ. Психологический стресс. – М. Центр «Академия», 1997. О посттравматическом стрессе: Памятка. – М. Академия управления МВД России, 1994.

114. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998.

115. Шеховцова Л.Ф. Теоретические и практические аспекты психологического консультирования С-Пб 1996

116. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки. Вопр. современной психоневрологии. Т.3, Л.

117. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., 2003.

118. Шойгу Ю. Экстренный психолог - штучная работа // htt://medgazeta.rusmedserv/com/2004/12/article_924.html.

119. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб., 2001.

120. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка: перевод с нем. – М.: Медицина, 1985.

121. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998

122. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.

123. Эндрюс Т. Магия танца. М., 1996.

124. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

125. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., Ренессанс, 1992.

126. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика: Перев с англ. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: