Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Характерные черты холдинга
Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
|
|
Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
· выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
· реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
· осуществление межфирменных связей;
· финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
· предоставление консультационных и технических услуг.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.
Это совокупность экономических субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.
Наиболее важным видом финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.
Причины возникновения ФПГ вскрыл ещё Рудольф Гильфердинг, описывая процесс слияния банковского и промышленного капитала, и образования финансового капитала.
|
|
Задачи:
· активизация преобразований в экономике;
· улучшение инвестиционной ситуации;
· развитие конкурентоспособности отечественных товаров.
ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т.ч. имущественных, интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК РФ). О.ю.л. не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ). В качестве учредителей О.ю.л. могут выступать и коммерческие, и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК РФ).