Общие положения

Строительство – одна из наиболее энерго– и материалоемких отраслей. Поэтому организация материально-технического обеспечения (МТО) строи­тельного производства материалами, изделиями и конструкциями оказывает большое влияние на его результативность. Основными функциями МТО являются: обеспечение необходимым сырьем, полуфабрикатами и деталями, хранение и комплектование готовой продукции по заявкам строительно-монтажных организаций, обеспечение инструментами, приспособлениями и оснасткой, ремонт оборудования, обеспечение предприятий энергией и т. п.

Рисунок 6. Виды ресурсов в строительстве

В настоящее время материально–техническое обеспечение строительства осуществляется по горизонтальной схеме (строительные организации самостоятельно находят поставщиков строительных материалов, конструкций и изделий). Существуют и более сложные схемы поставки материалов (через посредников), которые характерны для негабаритных конструкций (арматура, кровельный материал).

Практически во всех организациях существуют службы МТО, к которым предъявляются следующие требования:

- своевременность поставки материалов и изделий;

- комплектность материалов и изделий;

- исключение лишнего запаса;

- минимизация затрат по стоимости и трудоемкости;

- систематический учет получаемых и расходуемых ресурсов.

Под материально-технической базой строительства (МТБС) подразу­мевается система предприятий и хозяйств строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, а также отрас­лей, обслуживающих строительство со своими кадрами, оборудованием, зданиями:

- общестроительные и специализированные строительно-монтажные органи­зации, осуществляющие создание конечного про­дукта строительного производства, в которых производственной мощностью является расчетный максимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам передовой технологии и организации производства.

- промышленно-производственные предприятия, которые делятся на четыре группы по своей организационной структуре, специализации и кооперированию:

узкоспециализированные предприятия по производству строительных материалов,

специализированные предприятия, организованные на базе предприятий других отраслей;

предприятия строительных материалов, изделий и конструкций;

предприятия, входящие в состав строительно-монтажных организа­ций.

- предприятия, обеспечивающие взаимодействие строительно-монтажных организаций и промышленно-производственных предприятий, а также осуществляющие транспортирование, складирование и хранение; производственно-технологическую комплектацию; обслуживание и ремонт машин, механизмов, оборудования.

8.2 Управление производственно-технологической комплектации

Прогрессивные формы технологии и организации строительного производства (поточно-скоростные, блочные, совмещение монтажа строительных конструкций и технологического оборудования; монтаж «с колес» и др.) требуют строгого выполнения условий обеспечения строительно-монтажных работ материально-техническими ресурсами по комплектности, синхронности и своевременности поставок.

Наиболее прогрессивной формой МТО является производственно-технологическая комплектация (ПТК) – это форма организации и управления материально-техническим обеспечением строительства, создаваемая на основе производственной переработки ис­ходных строительных материалов с учетом технологии возведения кон­кретного строительного объекта.

Для этого в крупных строительно-монтажных организациях существуют управления производственно-технологической комплектации (УПТК), функции которых несколько шире, чем функции чисто снабженческих организаций. Это организационное звено как система выполняет три основные функции: материально-техническое снабжение, переработку полуфабрикатов, материалов и комплектационное обеспече­ние строительных процессов комплектами изделий и конструкций. Функции управления технической комплектации:

- планирование;

- размещение заказов;

- реализация заказов (оплата и получение материалов);

- хранение и переработка материалов или полуфабрикатов;

- комплектация;

- изготовление нестандартных изделий;

- поставка на объекты в соответствии с графиком производства работ.

Функционирование УПТК – дело дорогостоящее, так как необходимо содержать специальные службы, производственную базу. Однако оно себя оправдывает за счет повышение производительности труда (перенесения части работ из построечных в заводские условия).

Указанные функции позволяют провести аналогию между УПТК и службами логистики, которые широко распространены в западных странах.

Службы производственно-технологической комплектации связаны, с одной стороны, с поставщиками исходных, комплектующих материалов и изделий, с другой стороны со строительными организациями, строительными площадками, которые получают комплекты строительных материалов и изделий.

Материально-техническое снабжение строительства ведется по пря­мым договорам с поставщиками, а оптовую торговлю материалами и из­делиями осуществляют товарно-сырьевые биржи, территориально-снабженческие базы и предприятия производственно-технологической комплектации.

8.3 Виды транспорта в строительстве

В строительстве потребляется большое количество разнообразных строительных материалов, конструкций и изделий заводского изготовления. Доля затрат на транспорт в среднем по отрасли превышает 20% всех издержек строительного производства. Поэтому рациональная организация транспорта в строительстве имеет очень большое значение.

Весь строительный транспорт разделяется на внешний и внутрипостроечный. Внешним транспортом перевозят строительные грузы (материалы, конструкции и изделия) от мест их получения на строительную площадку по путям общего пользования. Внутрипостроечным транспортом перевозят грузы на строительной площадке и со складов строительной организации.

По направлению перемещения грузов различают горизонтальный и вертикальный транспорт.

Вертикальный транспорт предназначен для выполнения погрузочных работ на заводах-поставщиках строительных конструкций, разгрузочных работах при приемке поступивших на строительную площадку материалов и изделий, при транспортировании грузов по вертикали с земли к месту производства работ.

Горизонтальным транспортом строительные грузы перевозят от места их получения до объектов строительства и непосредственно на самих объектах, если возводят не отдельное здание, а целый строительный комплекс.

Характер строительных грузов, а также места их доставки и расстояние перемещения определяют способы транспортирования и выбор вида транспорта. Требования, предъявляемые к транспорту:

- своевременность поставки материалов и изделий;

- обеспечение сохранности конструкций от разрушения, материалов – от потерь и порчи;

- минимизация затрат по стоимости и трудоемкости.

Показатели работы транспорта:

- объем перевозок – количество перевезенного груза за определенное время, т/год;

- грузопоток – объем транспортной работы, т·км.

Виды транспорта: автомобильный; тракторный; железнодорожный; водный; воздушный.

Автомобильным транспортом осуществляют около 80% всех пере­возок строительных грузов. Достоинства автомобилей – большая скорость, высокая маневренность, способность передвигаться по кривым участкам с малым радиусом закругления, преодолевать крутые подъемы дорог, возможность доставлять разнообразные грузы непосредственно к объекту строительства. Его рациональная область применения при транспортировании на расстояния до 200 км.

Автомобильный транспорт разделяется на универсальный (бортовые самосвалы) и специализированный. В строительстве примерно 25% строительных материалов и изделий перемещается специализированными автотранспортными средствами. К ним относят: бетоновозы с кузовом в виде мульды, автобетоносмесители, хребтовые панелевозы, полуприцепы для транспортирования пространственных конструкций и т.д.

Тракторный транспорт используют для перемещения, в основном, при внутриплощадочных перевозках тяжелых грузов по плохим дорогам и в условиях бездорожья. Недостатки – ограниченная возможность использования в городских условиях и при значительных расстояниях перевозки вследствие малых скоростей передвижения.

Железнодорожный транспорт обслуживает до 20% общего количества перевозок строительных грузов и является в основном внешним транспортом для перевозки на большие расстояния. Его целесообразно использовать на расстояниях от 300 км и выше и при больших объемах перевозок. Железнодорожный транспорт требует больших первоначальных затрат, однако при крупных объемах строительно-монтажных работ и при поступлении основных грузов по рельсовым путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются. Область применения ограничена наличием сети железных дорог.

Водный транспорт - наиболее дешевый вид транспорта, особенно при перевозках на значительные расстояния и обслуживает до 5% перевозок грузов на строительные площадки. Область применения ограничена наличием водного сообщения и сезонностью.

Воздушный транспорт используют для доставки грузов в труднодоступные места большегрузными самолетами и монтажа отдельных конструкций при специальных и уникальных работах. Дорогой, но порой единственно возможный способ транспортировки.

Специальный транспорт - подвесные канатные дороги, трубопроводный транспорт, пневмотранспорт, гидротранспорт, транспорт с помощью звеньевых ленточных транспортеров. Эти виды транспорта применяют, в основном, при сильно пересеченной местности и при наличии водных преград.

8.4 Механизация в строительстве

Под механизацией производства понимают замену ручных средств труда машинами и механизмами. Основные цели механизации – это повышение технического уровня производства, освобождение человека от тяжелых, трудоемких и утомительных операций, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. Механизация – одно из главных направлений технического прогресса, материальная сторона повышения эффективности общественного производства. Она является условием и средством индустриализации строительства, важнейшим фактором совершенствования технологии.

Комплексная механизация – это способ производства строительных работ, при котором все основные и вспомогательные процессы, входящие в состав строительных работ, выполняются механизированным способом с помощью строительных машин, средств малой механизации и различно­го вида механизмов, инвентаря и приспособлений, взаимоувязанных меж­ду собой по основным параметрам. При этом применение ручного труда может допускаться только для незначительных по трудоемкости и вспо­могательных работ.

Организация эксплуатации машин и механизмов основана на принципе комплексной механизации, который предполагает:

- подбор комплектов машин по назначению и производительности;

- использование средств малой механизации, которая повышает качество и производительность;

Уровень комплексной механизации отдельных видов строительных работ выражается в процентах как отношение объема работ, выполненных комплексно-механизированным способом, к общему объему выполненных работ этого вида.

При комплексной механизации обеспечиваются непрерывность технологического процесса и равномерность выпуска продукции, а также используется максимальная производительность правильно выбранной ведущей машины.

Для этого необходимо, чтобы производительность машин каждой последующей операции была на 10–15% выше производительности машин предыдущей операции, а мощность отдельной машины обеспечивала наиболее высокий темп работы машины, обслуживающей предшествующую операцию.

Для анализа состояния комплексной механизации и планирования заданий по механизации (автоматизации) процессов производства строительных работ и использованию машин, а также для контроля выполнения этих заданий строительные организации учитывают:

а) объем выполненных работ в физических измерителях (по видам работ) с указанием способов выполнения и затрат труда;

б) наличие машин;

в) рабочее время, продолжительность и причины простоев;

г) фактическую эксплуатационную производительность (выработку) машин в физических измерителях.

Учет работ, выполняемых средствами механизации и использование строительных машин производится по единой утвержденной методике.

Основным показателем экономической эффективности машины служит себестоимость единицы ее продукции.

Дополнительными показателями являются:

а) затраты рабочей силы на единицу продукции;

б) расход энергетических ресурсов (удельная энергоемкость);

в) расход металла на изготовление машины (удельная металлоемкость);

г) стоимость машины;

д) трудоемкость изготовления машины.

8.5 Организационные формы эксплуатации машин и механизмов

Эффективное использование строительных машин и механизмов, над­лежащий уход за ними и своевременный ремонт во многом зависят от организационных форм и методов управления их эксплуатацией. Существующий парк строительных машин в основном сосредоточен на предприятиях строительного комплекса. В зависимости от конкретных условий строительства, вида и размер­ности предприятия, объемов и структуры строительных работ эксплуата­ция строительных машин может осуществляться при помощи различных организационных форм.

1. Строительные машины и механизмы находятся на балансе неболь­ших строительных организаций или их структурных подразделений в прямом их подчинении, что позволяет достаточно оперативно ими управ­лять. Однако при такой форме эксплуатации машин невозможно создать условия для их технического обслуживания и ремонта, так как нет эконо­мической возможности развернуть необходимую базу с наличием совре­менного диагностического и ремонтного оборудования. Сервисное об­служивание машин в специализированных предприятиях повлечет за со­бой большое количество времени на диагностирование, ожидание, транс­портировку и собственно само обслуживание, что снижает показатель их использования.

2. Строительные машины и механизмы находятся на балансе специа­лизированных подразделений механизации (бывшие управления механизации строительных трестов), входящих в состав крупных строительных организаций. Такая форма эксплуатации строительных машин дает экономическую возможность создания собственной ремонтной базы, что обеспечивает надлежащее содержание строительной техники и эффективное ее использование. Подразделения механизации и общестроительные подразделения находятся в административном подчинении у предприятия механизации, что обеспечивает оперативность использования строительной техники.

3. Строительные машины и механизмы находятся на балансе и в составе предприятий механизации (бывшие тресты механизации и самостоятельные управления механизации). Концентрация строительных ма­шин, оборудования и механизмов в крупных предприятиях механизации обеспечивает эффективное использование парка строительных машин, внедрение новых средств механизации и наиболее прогрессивных способов производства работ, рост производительности труда и сокращение ручного труда в строительстве путем дальнейшего развития и повышения технического уровня механизации строительных работ, совершенствова­ния методов технического обслуживания и ремонта строительной техники.

Предприятия механизации по характеру выполняемых строительных работ могут быть специализированными на использовании однотипных машин и эксплуатирующими разнотипный парк строительной техники.

4. Строительные машины и механизмы находятся на балансе лизинговых компаний – специализирующихся на долгосрочной сдаче в лизинг (аренду) однотипных машин (землеройных машин, автокранов, средств малой механизации и т.п.) и универсальных и осуществляющих комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во временное пользование.

Лизингодатель приобретает имущество в собственность за полную стоимость и возмещает эту стоимость за счет периодических взносов пользователя.

Особенностью лизинга является отделение права пользования имуществом от права владения им. Лизингодатель сохраняет за собой право собственности на передаваемое имущество, тогда как право его пользования переходит к лизингополучателю. За обладание этим правом он производит согласованные лизинговые платежи. После окончания срока лизинга объект остается собственностью лизингодателя. Также может быть предусмотрено право лизингополучателя на покупку объекта после истечения срока договора. Тогда к нему после оплаты объекта лизинга переходит и право собственности на него. На основе лизинга строительные предприятия успешно проводят переоснащение своего парка строительных машин и механизмов техникой нового поколения, что повышает их конкурентоспособность на рынке строительных работ.

Приобретение предприятием имущества по лизинговой схеме имеет ряд преимуществ:

- платежи оплачиваются из суммы, которые даст эксплуатация лизингового имущества:

- лизинговые платежи списываются на издержки производства, поэтому лизингополучатель уменьшает себе налогооблагаемую прибыль;

- лизинг предполагает кредитование по заранее оговоренной ставке;

- погашение затрат на приобретение оборудования может осуществ­ляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг,

- страховку объекта лизинга может оплачивать лизингодатель, что позволяет включить стоимость страховки в лизинговые выплаты и, таким образом, уменьшить размер единовременно отвлекаемых средств лизин­гополучателя;

- лизингополучатель имеет возможность путем выбора типа лизинго­вого соглашения, срока лизинга, остаточной стоимости более точно рас­считать свои индивидуальные возможности и потребности;

- лизинг предполагает стопроцентное кредитование и не требует не­медленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового на­пряжения обновлять производственные фонды и/или приобретать дорого­стоящую строительную технику.

В то же время лизинговые сделки обладают некоторым недостатками:

- при оперативном лизинге общая стоимость лизинга может бы
больше из-за включения в комиссионное вознаграждение дополнитель­ных рисков лизингодателя.

- лизинговые сделки относятся к операциям повышенной сложности требующей известной квалификации управленческого и финансового пер­сонала;

- для ряда передовых отраслей производства и технологий существу­ет определенный риск морального старения техники в процессе реализа­ции лизингового соглашения.

В целом, в условиях большинства строительных организаций исполь­зование лизинга является эффективным мероприятием. Использование лизинга для приобретения техники целесообразно, если при этом обеспечивается более быстрый рост активов (увеличение рыночной стоимости строительной организации), чем при альтернативных источниках вложе­ния капитала. Это, возможно при:

- приобретении принципиально новых видов техники, которая позволит получать более высокий доход, чем при использовании оборудования, имеющегося в регионе;

- применении прогрессивных технологий, что снижает себестоимость за счет сокращения затрат;

- расширении объема продаж без изменения цены;

- замене в технологической цепи самостоятельно функционирующей единицы оборудования.

Контрольные вопросы

1. Перечислите виды ресурсов в строительстве.

2. Каковы основные принципы развития и размещения материально-технической базы строительства?

3. Что включает структура материально-технической базы строительства?

4. Какие функции выполняют службы производственно-технологи­ческой комплектации'?

5. Назовите виды транспорта в строительстве.

6. Назовите схемы организации перевозок строительных грузов автотранспортом.

7. Что такое комплексная механизация в строительстве?

8. Назовите организационные формы эксплуатации парка строительных машин.

9. Каково назначение лизинговых компаний?

10. Как определяется уровень механизации строительных работ и труда в строительной организации?

Лекция 9. Организация контроля качества строительной продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: