Общая характеристика и основные виды налогов

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые госу­дарством на основе установленного законодательства с физических лиц.

Налоговая система начала формироваться с 1991 года.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет, который осуществляется в соответствии с за­конодательными актами.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и всевоз­можных отчислений.

Классификация налогообложения включает:

- субъекты налогообложения или плательщики налогов;

- объекты налогообложения (имущество, прибыль);

- принципы налогообложения.

В систему налогообложения входят также отсутствующие льготы по налогам, штрафы, пени и т.д.

Налоговая система реализуется через следующие принципы налого­обложения:

- равнонапряженность, т.е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения единства правил;

- однократность, т.е. налог должен взиматься только один раз;

- стабильность, гибкость налогообложения, а также его простота;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налогов.

Налоговая система выполняет определенные функции, к ним относят-

1. Фискальная (изъятие)- вытекает непосредственно из самой приро­ды налогообложения. Эта функция характерна для всех государств, с ее по­мощью образуются государственные денежные фонды и на основе налогов создаются материальные условия для существования самого государства.

Фискальная функция, с помощью которой происходит изъятие нало­гов, должка создавать объективные предпосылки для ведущей роли государ­ства в регулировании экономики.

2. Регулирующая – характеризует сколько, куда уходит налог.

3. Стимулирующая - учитывает льготы при налогообложении.
Все налоги делятся на следующие группы:

- по объекту налогообложения: прямые и косвенные;

- по органам, осуществляющим налогообложение: федеральные (государственные) и местные (региональные);

- по порядку использования налога: общие и специальные.

К прямым налогам относятся: налоги на прибыль и налог на имущест­во. Большинство налогов в России относится к косвенным.

Федеральные (государственные) налоги - налог на добавленную стои­мость (ИДС), отчисление на воспроизводство минеральных ресурсов, акцизы, всевозможные гербовые сборы; гocпошлина; регистрация банков и предпри­ятий; транспортный налог; налог с имущества, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, налог на доход с физических лиц, таможен­ный тариф; Платежи за пользование Природными недрами, налог за обслужи­вание дорог и т.д.

Налоги с субъектов федерации (региональные) - лесной, налог на имущество предприятий, на нужды образования.

К местным налогам относятся: плата за пользование водой, сбор за регистрацию предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц, репарационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской Деятельностью, налог на строительство объектов в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на рекламу, курортный сбор, налог на собаку, налог за перепродажу автомобилей, вычислительной техники, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на содержание милиции, всевозможные сборы.

Из всех перечисленных налогов пять налогов (НДС, подоходный налог с физических лиц, ресурсные акцизы, налог на прибыль) дают 95% поступ­лений в казну от общего процента поступлений. Остальные налоги дают примерно 5% и всего меньше, 1% дают остальные налоги.

С 01.01 1992 г. стала действовать новая система налогообложения. Общие принципы построения новой налоговой системы определяет закон об основах налоговой системы в Российской Федерации.

На сегодняшний день действует около 50 налогов. Многие из этих на­логов неимеют объектов налогообложения, т.е. являются фактически фис­кальными сборами. К ним относятся вышеперечисленные налоги. Многие из налогов дублируют друг друга, например сбор на нужды общеобразователь­ных заведений дублирует целевой сбор на благоустройство и образование.

В России ставки основных налогов не являются высокими по сравне­нию с зарубежными.

Так, налог на прибыль составляет 36-38%, а в России - 35%. Аналогичная ставка США - 34%, в Германии- 46-53%, в Японии - 60-65%. Одновре­менно свысокими ставками имеются льготы. В России их нет.

Налоговая политика западных стран нацелена на привлечение част­ного капитала и повышение инвестиционной деятельности. В отличие от Российской федерации, где местные налоги занимают меньше 1% в госбюджете, в западных странах местные налоги играют очень важную роль. Их четко делят на три группы:

- собственно-местные налоги, которые собираются только на данной территории. К ним относятся прямые налоги, промысловые, поземельные и ряд других икосвенные - местные акцизы и налог с продаж. Местные налоги надбавки к общегосударственным налогам;

- коммунальные сборы, транспортные налоги;

- специфические налоги, которые не носят фискальный характер экологические налоги направлены на охрану окружающей среды.

Так, специальным экологическим налогом облагается производство, в котором нет вторичной переработки.

Удельный вес налогов в зарубежной практике больше чем в Российской Федерации, причем количество их также превышает. Во Фракции насчитывается более 50, в Италии и Бельгии - более 70. Сумма поступлений от этих местных налогов составляет от 30 до 60% доходов местных бюджетов, в США - 65%.

Почти во всех странах местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждается центральным правительством, а величина ставок - на местном уровне. Зарубежные государст­венные и финансовые системы оказывают сильное влияние на развитие эко­номики своих стран.

В мировой экономике система налогообложения в целом ориентируется на следующие основные требования:

- сами налоги, а также затраты на их взимание должны быть минимальными;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике и иметь четко определенные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, т.е. должны максимально упираться на двойное налогообложение;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обязательное обсуждение проектов налогообложения должно носить гласный, открытый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: