| Теория спроса |
| Спрос (D) – это то, количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (P) в течение определенного времени. Согласно закону спроса с увеличением цены спрос (объем – пометка в книге) на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар. Между ценой и спросом существует обратная зависимость: D = f(P) < 0. Графически зависимость между ценой и спросом описывается кривой спроса (рис. 5.1). |
| При снижении цены с P1 до P2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2. Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием: - эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает; - эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет; - закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену. |
| Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса. |
| Закон спроса не действует: - при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями; - в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения; - при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых; - в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена. |
| Цены других товаров | Если товары взаимозаменяемы (чай – кофе, лес – кирпич, газ – нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар. В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи - крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар. |
| Количество покупателей на рынке | Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей. |
| Ожидания покупателей в отношении изменения цен | При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос. |
| Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигами в кривой спроса (рис. 5.2). |
При увеличении спроса под влиянием неценовых факторов, кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D2). Спрос при постоянной цене (P1) возрастает до Q3. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D1). Спрос при постоянной цене (P1) сокращается до Q2. |
| Виды ценовой эластичности спроса |
| Вид эластичности | Соотношение изменения цены и спроса | Коэффициент эластичности | изменение выручки от реализации (P x Q) |
| Уменьшение цены | Увеличение цены |
| Совершенно неэластичный спрос | Цена растет (падает) – спрос постоянен | Ed = 0 | Уменьшается | Увеличивается |
| Неэластичный спрос | Цена изменяется больше, чем изменяется спрос | Ed < 1 | Уменьшается | Увеличивается |
| Единичная эластичность спроса | Цена и спрос изменяются одинаково | Ed = 1 | Не изменяется | Не изменяется |
| Эластичный спрос | Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос | Ed > 1 | Увеличивается | Уменьшается |
| Совершенно эластичный спрос | Спрос изменяется, цена постоянна | Ed = ∞ | Уменьшается | Увеличивается |
| Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса: - количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность; - удельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность; - значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен; - время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса. |
| Неценовые факторы предложения |
| Величина издержек (затрат) производства товара | Чем выше издержки, тем выше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от: - характера применяемой технологии; - стоимости ресурсов, используемых в данном производстве. |
| Налоги и субсидии | Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение. |
| Количество продавцов на рынке | Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения. |
| Цены других товаров | Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении. Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара. |
| Ожидания в отношении изменения цен | Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение. |
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 5.4). Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q3. При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2), а предложение при той же цене (P1) сократится до Q2. |
| Эластичность предложения |
Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (ES): , где ∆Q/Q - относительное изменение предложения (в %); ∆P/P - относительное изменение цены (в %). |
| Виды эластичности предложения |
| Совершенное неэластичное предложение | Цена растет (падает) – предложение постоянно. | ES = 0 |
| Неэластичное предложение | Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение. | ES < 0 |
| Эластичное предложение | Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение. | ES > 0 |
| Единичная эластичность предложения | Предложение и цена изменяются в равной степени. | ES = 1 |
| Совершенно эластичное предложение | Предложение растет (падает) – цена постоянна. | ES = ∞ |
| Факторы, влияющие на степень эластичности предложения |
| - способность производства к быстрой переналадке; - возможность хранения продукции; - время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот. |