Факторы, влияющие на величину предложения. Понятие предложения. Закон предложения

Понятие предложения. Закон предложения

Товары не появляются сами по себе. Их производят производители, без помощи которых вряд ли потребители нашли бы что-нибудь на рынке. Для упрощения ситуации можем одновременно считать их и продавцами. Продавцы предлагают товары и услуги.

Предложение – вся совокупность представленных на рынке в каждый данный момент времени товаров и услуг.

Предложение объединяет всех продавцов (производителей) и включает два элемента:

1) готовность производителя к отчуждению данного товара или услуги;

2) совокупность условий, при которых продавец готов продать этот товар или услугу.

Понятно, что главным условием, определяющим готовность продавца к продаже, является ЦЕНА товара.

Стоимость товара, с точки зрения потребителя, определяется через предельную полезность. С точки зрения производителя, о цене нельзя говорить, не касаясь проблемы издержек производства.

Издержки производства в самом общем виде представляют собой затраты труда, земли, природных ресурсов, машин, оборудования на производство данного товара.

Функция предложения – это взаимозависимость между предложением товара и определяющими его факторами.

VпрА = f (ЦА, ЦВ, …., ЦZ, неценовые факторы),

где VпрА – объем предложения товара А в единицу времени;

ЦА – цена товара А;

ЦВ, …., ЦZ – цены других товаров (включая цены на ресурсы и ожидания изменения цен);

неценовые факторы – применяемая технология; налоги и дотации; природно-климатические условия, число продавцов на рынке.

Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени.

Если все факторы, кроме первого – цены данного товара, принять за неизменные, то от общей функции предложения можно перейти к функции предложения от цены:

VпрА = f (ЦА).

Зависимость предложения от цены выражается в виде кривой предложения ПП (рис.8.7), которая показывает, какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены Ц.

Каждому количеству товаров и услуг соответствует своя цена предложения.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Аналогично закону спроса формулируется и закон предложения.

Объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении.

Как и в случае со спросом, важно помнить правило:

Необходимо различать изменение предложения (функции предложения) и изменение объема спроса. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Функция предложения меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.

Графически изменение объема предложения выражается в «движении по кривой предложения» (рис.8.8).

Vпр
Ц
П
П
Рис. 8.8
Ц2
Ц1
Vпр1
Vпр2

Изменение же функции предложения выражается в «движении самой кривой предложения», в ее смещении (рис.8.9).

Vпр
Ц
П1
П1
Рис. 8.9
Ц1
Vпр1
Vпр2
П2
П2

С изменением цены с Ц1 до Ц2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, производитель движется вверх по кривой предложения, увеличивая количество предлагаемого на продажу товара с Vпр1 до Vпр2 (рис.8.8). Изменение же предложения (например, сдвиг кривой предложения П1П1 вправо в положение П2П2) (рис.8.9) показывает, что производители предлагают больше продукции при каждой цене. Так при той же цене Ц1 будет предлагаться уже количество товара, равное Vпр2> Vпр1.

Факторы, сдвигающие кривую предложения.

1. Изменение технологии. Пример: изобретена новая технология (способ производства товара), позволяющая при тех же затратах выпускать больше продукции. Тогда кривая предложения сдвинется вправо. Это будет означать, что при каждой цене будет предложено большее количество товара.

2. Изменение налогов и субсидий. Пример: увеличены налоги. Тогда кривая предложения сдвинется влево. Это будет означать, что при каждой цене будет предложено меньшее количество товара.

3. Изменение цен на ресурсы. Пример: увеличена стоимость ресурсов. Тогда кривая предложения сдвинется влево. Это будет означать, что при каждой цене будет предложено меньшее количество товара.

4. Изменение числа продавцов. Пример: при увеличении числа фирм, производящих товар, увеличивается предложение этого товара. Тогда кривая предложения сдвинется вправо. Это будет означать, что при каждой цене будет предложено большее количество товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: