Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения

Статья 137. Конституция обладает высшей юридической силой.

Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Статья 139. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя.

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства. Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел “Основы конституционного строя”. Уже сам факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении. Что же собой представляют основы конституционного строя? Вначале выясним, что такое конституционный строй. В юридической литературе этот термин (конституционный строй) появился сравнительно недавно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 года) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия “общественный и государственный строй”. Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном. Строй – это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Однако, если под конституционным строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует “конституционный” строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, содержание отношений. Здесь нам очень важно обратиться ко второму аспекту – содержательному аспекту – определения понятия “конституционный строй”. В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты): 1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное); 2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.); 3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании; 4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности; 5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских; 6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти. Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты. Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом. В отличие от в целом конституционного строя основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова “основы”) представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека. В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.

Правовой статус личности – комплекс прав, свобод, обязанностей, гарантий реализации прав и ограничение прав, предусмотренные конституцией, законами и международными обязательствами государства. Элементы правового статуса личности: 1) права и свободы. 2) обязанности. 3) гарантия реализации. 4) ограничение прав

Принципы правового статуса личности:

1) человек, его права, свободы и гарантии реализации являются высшей ценностью и целью государства и общества. 2) обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью государства. 3) все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов. 4) ограничение прав и свобод допускается в случаях, предусмотренных конституцией и законами. 5) права и свободы одних лиц не должны нарушать права и свободы других. Правовой статус человека определяет его место и роль в государстве и обществе. 2.Конституционные права – это определенные блага, предоставленные человеку конституцией и принятыми в соответствии с ней НПА. В международной практике и конституционной доктрине все права и свободы принято подразделять на 3 основные группы: 1) гражданские (личные) права и свободы. 2) политические права и свободы. 3) социально-экономические и культурные права и свободы. Некоторые ученые выделяют 4 группу прав и свобод – это права, призванные обеспечить защиту прав и свобод человека. 1) право на защиту своих прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. 2) право на юридическую помощь при осуществлении защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться услугами адвоката и представлять в суде, государственных органах и с другими лицами. Это положение закреплено в ст.62. 3) право обратиться в международную организацию с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты. РБ в области прав человека руководствуется принципом приоритета общепризнанных принципов и норм международного права. Законодательство в области прав человека построено на основании международных правовых актов. Основополагающими международными актами в области прав человека являются: 1) всеобщая декларация прав человека, принятая генеральной ассамблеей ООН в 1948г. 2) международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966г. а ратифицированный РБ в 1973г. 3) международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, принятый в 1966г. и ратифицированный в 1973г. 3.Гражданские права и свободы – это такие права и свободы, которые создают основу жизнедеятельности гражданина как человека и как личности. К числу таки прав и свобод конституция РБ относит следующие: 1) право на жизнь. Данное право дает возможность человеку рассчитывать на защиту своей жизни со стороны государства от любых противоправных посягательств. Данное право не должно подлежать ограничению, однако международные акты и конституция РБ допускают ограничение данного права, а именно смертная казнь, как высшая мера наказания за особо тяжкие преступления. Человек, осужденный к смертной казни имеет право обратиться к президенту с просьбой о помиловании. 2) право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Данное право дает возможность человеку рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны государственных органов и должностных лиц, никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также без согласия подвергшихся медицинским и другим опытам. Лицо, заключенное под стражу имеет право на проверку законности его задержания. 3) право на презумпцию невиновности, т.е. никто не может считаться виновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Презумпция невиновности – один из важнейших принципов правосудия в том виде, в котором она закреплена в конституции презумпция невиновности может быть применена в уголовном процессе, административном и гражданском процессе презумпция невиновности выглядит иначе. В административном процессе лицо не считается виновным в совершении административного правонарушения до тех пор, пока судом или должностным лицом органа ведущего административный процесс не будет вынесено постановление о наложении административного взыскания, вступившего в законную силу. 4) право не принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи и близких родственников. У лица имеется право отказаться от дачи вышеуказанных показаний, доказательство, полученное с нарушением этого права не имеет юридической силы и не могут быть использованы в материалах дела. 5) право на защиту от внезапного вмешательства в личную жизнь предполагает, что каждый имеет право планировать свою личную жизнь по своему усмотрению, руководствуясь своими желаниями, потребностями и основанными на законе. Личная жизнь обеспечена следующими положениями:

• адвокатская тайна

• врачебная или медицинская тайна

• тайна нотариальных действий

• тайна усыновления и т.д.

данное право предполагает защиту от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений. 6) право на неприкосновенность жилища и иного законного владения закреплено в ст.29 конституции и предполагает, что никто не может войти в жилище гражданина против его воли или без законных на то оснований. Данное право ограничено законом при расследовании уголовных дел или предотвращении готовящегося преступления и только с санкции прокурора. 7) Право свободного передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее пределы и возвращаться обратно. Данное право ограничено институтом регистрации, а также разрешительным или визовым правом въезда в ряд государств. 8) Право на свободу вероисповедания предполагает, что каждый имеет право самостоятельно решать какую религию ему исповедовать или не исповедовать никакой, а также в соответствии с этим участвовать в проведении различных обрядов и других мероприятий, связанных с исповедованием религии. Данное право еще регулируется законом «о свободе совести и религиозных организациях». В РБ запрещены религии, которые влекут угрозу государственному и общественному строю, а также жизни и здоровью населения. Согласно конституции людям вправе выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участием в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов не запрещенных законом. 9) Право на особое попечение и помощь материнства и детства 10) Право при достижении определенного возраста вступать в брак и создавать семью. Еще регулируется кодексом "о браке и семье". Согласно данному кодексу брак регистрируется при свидетелях в органах загса, только разнополые браки, супруги обладают равными правами и обязанностями относительно друг друга, а также относительно воспитания и содержания своих несовершеннолетних детей. 11) Право на свободу слова, т.е. право на свободу мнений, убеждений и их свободу выражения, никто не может быть принужден к выражению своих убеждений либо отказу от них. Конституция закрепляет положение о том, что монополизация СМИ государством, общественными организациями или отдельными гражданами, а также цензура не допускается. Перечень гражданских прав и свобод закреплены в конституции РБ соответственно эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека принятой в 1948г. и международному пакту о гражданских и политических правах. 4.Политические права и свободы – такие права и свободы, которые определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами государства и общества. Особенностью политических прав и свобод является то, что в полном своем объеме они предоставлены в основном гражданам конкретного государства. К числу политических прав и свобод конституция относит следующие: 1) право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений политической, экономической, культурной и международной жизни, о состоянии окружающей среды, которая предполагает, что государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны предоставить гражданам РБ возможность ознакомится с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав. 2) свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований, не нарушающий правопорядок и права других граждан. Порядок проведения этих мероприятий определяется законом. Данное право предполагает, что лица могут участвовать в вышеуказанных мероприятиях с целью выражения поддержки или протеста в отношении политики, проводимой государством. Существует ряд ограничений в реализации данного права. Его реализация имеет разрешительный характер, т.е. для проведения вышеуказанных мероприятий необходимо получить разрешение в местном органе исполнительной власти о времени и месте его проведения. 3) свобода объединений предполагает возможность объединения людей в политические партии и общественные организации, статья 36 закрепляет положение о том, что судьи, прокурорские работники, сотрудники ОВД, КГК, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.4) граждане имеют право участвовать в решениях государства непосредственно и через избранных представителей. Непосредственное участие обеспечивает проведение референдума, обсуждения законопроектов и вопросов республиканского и местного значения. 5) право свободно избирать и быть избранным. В РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое или косвенное избирательное право при тайном голосовании. Возрастной ценз - избирать имеют право граждане, достигшие 18 лет, быть избранными могут быть граждане, достигшие: президент – 35, депутат палаты представителей – 21, член совета республики – 30. Равное – равные условия. Свободное – граждане решают: участвовать или в выборах и за кого голосовать. Прямое – избиратели лично участвуют в выборах. Путем косвенного избирательного права формируется совет республики. Тайное – никто не осуществляет контроль за волеизъявлением граждан. Цензы: гражданство, оседлости (для президента – 10 лет, для совета республики – 5 лет на территории области). 6) право равного доступа к любой должности в государственные органы в соответствии со своим образованием, квалификацией, профессиональной подготовкой. 7) Право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Кроме конституции регулируется законом «об обращениях граждан», который предполагает 3 формы обращений – предложение, заявление и жалоба. Госорганы и должностные лица обязаны рассмотреть обращения и дать ответ по существу в установленный срок. Перечень политических прав и свобод соответствуют эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека и международному пакту о гражданских и политических правах. 5.Социально-экономические и культурные права и свободы – такие права и свободы, которые позволяют гражданам активно реализовать свои творческие способности и создавать надлежащие условия для жизнедеятельности. 1) право на труд. 2) право на вознаграждение. 3) право трудящихся на отдых. Виды отдыха: • Ежедневный (перерывы на обед и технические перерывы в течение рабочего дня) • Междудневный (от окончания до начала следующего рабочего дня) • Междунедельный (выходные) • Праздничные • Ежегодные и социальные отпуска 4) право собственности 5) право на охрану здоровья 6) право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением данного права. 7) право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях предусмотренных законом. 8) право на жилище 9) право на образование 10) право сохранять свою национальную принадлежность 11) право на участие в культурной жизни 12) право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания Перечень социально-экономических и культурных прав соответствуют эталону, принятому в международном праве, а именно всеобщей декларации прав человека и международному пакту о социально-экономических и культурных правах. 6.Конституционные обязанности – обязательные к исполнению требования, установленные конституцией и принимаемыми в соответствии с ней законами. Конституция закрепляет 6 конституционных обязанностей. Их 2 группы: 1) конституционные обязанности распространяются на всех лиц, находящихся на территории РБ 2) на граждан РБ. К 1 группе относятся: 1) каждый обязан соблюдать конституцию, законы и уважать ее национальные традиции 2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц. 3) Каждый обязан беречь историко-культурные, духовное наследие и другие национальные ценности. 4) охрана природы – долг каждого Ко 2 группе относятся: 1) граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и других платежей. 2) защита РБ – обязанность и священный долг гражданина В обеспечение конституционных обязанностей конституция закрепляет положение о том, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных конституцией и законами, либо к отказу от своих прав. 7.Охрана прав и свобод – это предусмотренные конституцией и законами пределы или границы изъятия из гарантированных прав и свобод. Права и свободы могут быть ограничены только конституцией или законами. Подзаконные акты не могут ограничивать права и свободы. Ограничения, предусмотренные конституцией: 1) в случае чрезвычайного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории республики или в отдельной ее местности в связи с внутренними беспорядками, стихийными бедствиями, катастрофами. 2) в случае военного положения – специальный правовой режим, который вводиться на всей территории в связи с нападением или угрозой нападения со стороны иностранного государства. Ограничения, предусмотренные законами. Законы предусматривают ограничение тех лиц, правовое положение которых они регулируют: 1) УК – ограничивают правовой статус лиц, совершивших преступление. 2) Закон о госслужбе предусматривает ограничение правового статуса государственных служащих. 3) Закон о госсекретах предусматривает ограничение правового статуса лиц, обладающих госсекретами. 4) закон о ОВД предусматривает ограничение правового статуса сотрудников ОВД и др.

Статья 12. Основания приобретения гражданства Республики Беларусь. Гражданство Республики Беларусь приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь. Статья 13. Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению. Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка: хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка; родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь; родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь. Статья 14. Прием в гражданство Республики Беларусь. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно: соблюдает и уважает Конституцию Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь, берет на себя обязательство в дальнейшем соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь; знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения; проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года; имеет законный источник получения доходов, обеспечивающих ему и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь; не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам. Лица, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после предоставления им статуса беженца и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи. Срок проживания, установленный абзацем четвертым части первой настоящей статьи, может быть сокращен либо не применяться вовсе для: белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь; лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь; лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь. Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь. Статья 15. Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь, состоявшее в гражданстве бывшего СССР и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, отвечающее требованиям абзацев второго, третьего и шестого части первой статьи 14 настоящего Закона, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно: родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года; является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части; является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации по основанию, предусмотренному абзацем вторым настоящей части.

Гражданство Республики Беларусь без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, могут приобрести в порядке регистрации дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь; дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства. Статья 16. Основания для отказа в рассмотрении заявления о приобретении гражданства Республики Беларусь. Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь не рассматривается, если заявившее об этом лицо: осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства; имеет судимость за совершение преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь; является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, – до вынесения приговора или иного итогового решения по делу; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, – до истечения срока наказания; депортировалось или высылалось из Республики Беларусь, – до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь; многократно (три и более раза) привлекалось к административной ответственности на территории Республики Беларусь, – до истечения срока, по окончании которого оно считается не подвергавшимся административному взысканию; представило ложные сведения или подложные документы; состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства. При наличии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь возвращается со всеми представленными материалами без рассмотрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: