Д. Механизмы творчества с точки зрения К. Г. Юнга

С Е Р Г Е Е В А А Л Л А В Л А Д И М И Р О В Н А

П С И Х О Л О Г И Я Т В О Р Ч Е С Т В А

КУРС ЛЕКЦИЙ

(для студентов психологических факультетов, институтов искусств

и художественно-графических факультетов, магистратуры и

слушателей факультетов последипломного образования)

ОДЕССА 2014


О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА І. Теоретические основы исследования творчества и творческихспособностей в современной психологии……………………………………………

1.1. Основные подходы и понятия в психологии творчества……………………………….

1.2. Предмет, структура и методы психологии творчества

1.3. Характеристика психологических механизмов творчества

А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда

Б. Механизмы творчества с точки зрения М. Кlein

В. Механизмы творчества с точки зрения M. Milner

Г. Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott

Д. Механизмы творчества с точки зрения К. Г. Юнга

ГЛАВА ІІ. Качества творческой личности (креативность) и творческие

способности…………………………………………………………………………………………….

2.1. Особенности творческой личности

2.2. Основные концепции в изучении творческих способностей и креативности личности

а. Теоретические взгляды Я.А.Пономарева

б. Теоретические взгляды В.Пушкина

в. Теоретические взгляды Д. Богоявленской

г. Теоретические взгляды Дж.Гилфорда

2.3.. Развитие творчества и творческих способностей

ГЛАВА ІІІ. Творческая личность и ее жизненный путь с.

ГЛАВА 4. Характеристика современных направлений развития

творческих способностей и креативности личности

4.1. Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности

4.2. Танце-двигательная и телесно-ориетированная психология и ее возможности

в процессе развития творчества личности

4.3. Музыкально-рациональная психология и ее роль в развитии творческого

потенциала личности

4.4. Психологические аспекты работы с цветом (психология цвета) и ее техники

в работе с творческой личностью

4.5.Практика терапией сказкой и ее использование в процессе развития творческих возможностей человека.

ГЛАВА 5. Методы диагностики креативности и творческих способностей

5.1. Характеристика метода «Автопортрет»

5.2. Характеристика метода «Нарисуй несуществующего животного»

5.3.Характеристика метода Торренса (модификация Туник, Дружинин)

5.4.Характеристика метода Гилфорда

5.5.Характеристика метода Роршаха


В В Е Д Е Н И Е

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальной и приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

На рубеже XIX — XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности

Притча или анекдот. Интересная история


ГЛАВА І. Теоретические основы исследования творчества и творческих способностей в современной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: