С Е Р Г Е Е В А А Л Л А В Л А Д И М И Р О В Н А
П С И Х О Л О Г И Я Т В О Р Ч Е С Т В А
КУРС ЛЕКЦИЙ
(для студентов психологических факультетов, институтов искусств
и художественно-графических факультетов, магистратуры и
слушателей факультетов последипломного образования)
ОДЕССА 2014
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І. Теоретические основы исследования творчества и творческихспособностей в современной психологии……………………………………………
1.1. Основные подходы и понятия в психологии творчества……………………………….
1.2. Предмет, структура и методы психологии творчества
1.3. Характеристика психологических механизмов творчества
А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда
Б. Механизмы творчества с точки зрения М. Кlein
В. Механизмы творчества с точки зрения M. Milner
Г. Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott
Д. Механизмы творчества с точки зрения К. Г. Юнга
ГЛАВА ІІ. Качества творческой личности (креативность) и творческие
способности…………………………………………………………………………………………….
|
|
2.1. Особенности творческой личности
2.2. Основные концепции в изучении творческих способностей и креативности личности
а. Теоретические взгляды Я.А.Пономарева
б. Теоретические взгляды В.Пушкина
в. Теоретические взгляды Д. Богоявленской
г. Теоретические взгляды Дж.Гилфорда
2.3.. Развитие творчества и творческих способностей
ГЛАВА ІІІ. Творческая личность и ее жизненный путь с.
ГЛАВА 4. Характеристика современных направлений развития
творческих способностей и креативности личности
4.1. Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности
4.2. Танце-двигательная и телесно-ориетированная психология и ее возможности
в процессе развития творчества личности
4.3. Музыкально-рациональная психология и ее роль в развитии творческого
потенциала личности
4.4. Психологические аспекты работы с цветом (психология цвета) и ее техники
в работе с творческой личностью
4.5.Практика терапией сказкой и ее использование в процессе развития творческих возможностей человека.
ГЛАВА 5. Методы диагностики креативности и творческих способностей
5.1. Характеристика метода «Автопортрет»
5.2. Характеристика метода «Нарисуй несуществующего животного»
5.3.Характеристика метода Торренса (модификация Туник, Дружинин)
5.4.Характеристика метода Гилфорда
5.5.Характеристика метода Роршаха
В В Е Д Е Н И Е
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
|
|
З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальной и приемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
На рубеже XIX — XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности
Притча или анекдот. Интересная история
ГЛАВА І. Теоретические основы исследования творчества и творческих способностей в современной психологии.