Арт-психология в клинической психологии и психиатрии

Работа с психиатрическими пациентами требует соблюдения определенных правил при оформлении арт-терапевтического кабинета. У психических больных зачастую отсутствуют характерное для здоровых лиц ощущение «внутреннего» и «внешнего пространства». Их Я отличается особой хрупкостью и попытки вторгнуться в него могут быть очень болезненными для них. Хрупкое Я психически больного человека отражается и в нередко обостренном восприятии границ «личного пространства», которое имеет для него не только отвлеченно-метафорическое, но и вполне конкретное физическое содержание.

Арт-психология в области медицины.

Наряду с психиатрией, арт-психология используется во многих областях медицины: в соматических стационарах и лечебно-реабилитационных центрах (беременность), с онкологическими больными и заболеваниями СПИДа. Работают с пожилыми пациентами с соматической или психической патологией (гериатрия).

Арт-психология в области творчества и медитации.

Представители арт-терапевтического направления всегда стремились побудить человека к спонтанной изобразительной работе. Данная практика основывалась, главным образом, на психодинамических представлениях. В соответствии с этими представлениями исцеляющий эффект изобразительной работы связывался с тем. Что ослабление сознательного контроля над изобразительной работой ведет к проявлению материала бессознательного.

В последнее время подобная практика получила новый стимул благодаря развитию трансперсонального подхода, стремящегося использовать различные приемы для изменения состояния сознания человека. К таким техникам относятся:

-техника медитативного рисунка

-техника направленной визуализации в сочетании с изобразительной деятельностью

-техника «игра с песочницей»

-техника рисование в круге (рисуночная мандала).

Все техники данной группы так или иначе связаны с методом «активного воображения» К.Юнга. Этот метод был им предложен в качестве универсального приема для работы с бессознательным, хотя он может быть реализован во множестве самых разнообразных форм (включая движение и танец, художественные описания, изобразительную работу и многие другие).

Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой.

Основная задача при проведении техники направленной визуализации заключается в том, чтобы оживить латентные, неосознаваемые стороны личности, а затем в той или иной мере осмыслить их как источник скрытых потребностей, потенций и силы.

Техника направленной визуализации включает в себя следующие этапы:

-релаксацию., которая может быть различной глубины, в зависимости от условий и задач работы, состава группы или особенностей клиента.

-рассказывание истории. Психолог читает определенную историю, в большинстве случаев описывающую какое-либо путешествие. Он останавливается на деталях и отдельных образах, оставляя в тоже время достаточно «свободного пространства» для того, чтобы слушатель мог их дополнить материалом своего воображения.

-этап рисования. На этом этапе рисуются те образы и картинки, которые возникли у человека.

Техника «игра с песочницей».

Как и метод направленной визуализации, данная техника нередко рассматривается как частное следствие метода «активного воображения» К.Юнга, поскольку она предоставляет человеку большие возможности для исследования и выражения различных содержаний бессознательного. Отличие техники «игра с песочницей» от метода направленной визуализации заключается в том, что она коренится в «символических играх» с детства.

Разработка условий и оснований использования этой техники принадлежит нескольким авторам: H.wells, M. Lowenfeld, D.Kalff (1980). Эту технику они назвали «мир», обратив внимание на то, что дети нередко называют этим словом предлагаемый им поднос с песком и игрушками. Это указывало на то, что они воспринимают этот поднос в качестве всеобъемлющего символического пространства, имеющего для них универсальный смысл.

Техника медитативного рисунка.

Эти техники разнообразны, так же как и формы медитации. Одни из этих техник предполагают состояние концентрированной медитации, другие – рецептивной, третьи –комбинированной медитации. В некоторых случаях медитация может иметь и динамический характер. Из множества техник медитативного рисунка методики работы с цветом занимают важное место. Можно например, упомянуть технику монотипии, которая при определенных условиях может изменять состояние человека и вызывать поток ассоциаций, отражающих его бессознательные процессы.

Весьма близким к монотипии является метод работы с цветом, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ШКОЛЫ Рудольфа Штайнера. Для проведения медитации на цвете рекомендуется пользоваться влажной бумагой и акварельными красками и мягкими кистями. Следует выбрать какой-либо цвет, наложить его на влажную поверхность листа и наблюдать за распространением цветового пятна. Затем надо выбрать другой цвет и создать второе пятно. Изменяющаяся форма пятна и комбинация цветов вызывают различные чувства и ассоциации. В воображении могут появляться яркие образы, которые могут стать материалом для дальнейшей работы.

Другой вариант техники медитативного рисунка связан с фокусировкой внимания на ощущениях собственного тела. При фокусировке возникают образы, тесно связанные с этими ощущениями. Они являются основным материалом для рисунка. Разновидностью этой техники является фокусировка внимания на различных предметах с последующей передачей основных ощущений в виде изобразительных образов; например, может использоваться фокусировка на звуке, слове (мантра), на музыке, на предмете (камень, огонь), на другом человеке.

Техника рисования в круге (рисуночная мандала).

В своей работе «Мандала символизм» (1973) К.Юнг описал и систематизировал многообразие различных вариантов циркулярных образов, которые могут проявляться в фантазийной жизни человека и его творчестве в процессе индивидуации. Он, в частности, выделяет девять основных категорий мандал: 1)циркулярные, сферические и яйцевидные формы; 2) круги, образованные цветком или колесом; 3) символы, напоминающие солнце и звезду или включающие в себя крест с четырмя, восемью или двенадцатью лучами. 4)круги, сферы или крестообразные фигуры, изображенные во вращении (свастики); 5)циркулярные образы, являющиеся изображением змеи, кусающий свой хвост, или змеи, свернувшейся в виде спирали.6)круги в сочетании с крестом и квадратом, 7)образы, изображающие план замка, города или внутреннего двора какого-либо сооружения, 8)изображение глаза, 9)образы, представляющие собой различные сочетания круга с другими фигурами, имеющими три или пять..граней или элементов (триадические или пентадические фигуры).


4.2. Танце - двигательная и телесно - ориентированная психология и ее возможности в процессе развития творчества личности.

Танцевальная психологическая терапия - это использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Может выделяться в качестве одного из направлений арт-терапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти) или как одна из форм терапии физической активностью (Славсон, Шиффер). Развитие современной танцевальной терапии связано с именем М.Чейз.

История и развитие танцевальной терапии. Подобно тому как психодрама является результатом адаптации сценических приемов к целям психотерапии, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. Еще на заре истории танец стал способом выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты для предков человека служили средством общения задолго до того, как появилась человеческая речь в ее современном виде. На протяжении тысячелетий в самых разных культурах ритуальные танцы сопровождали торжества, устраиваемые по случаю военных побед, и были частью погребальных обрядов. С помощью танца пытались лечить больных. Танцы всегда были действенным средством самораскрытия и выражения чувств. При совершении религиозных ритуалов танцоры стремились отрешиться от себя и слиться с космосом. В танцах-имитациях участники отождествляли себя со свирепыми лесными хищниками или ведьмами и духами. Практически в каждой культуре есть свои народные танцы, которые, с одной стороны, можно рассматривать просто как способ времяпрепровождения, отвлечения от проблем повседневности, а с другой — как отражение своеобразия характеров и обычаев простых людей.

В западной культуре один из путей эволюции танца привел к тому, что из способа общения и самовыражения танец превратился в вид искусства, предназначенный для поучения и увеселения публики. В XIX веке формализация танца достигла своих вершин в классическом балете. В Северной Америке одной из тех, кто вдохнул новую жизнь в танец, была темпераментная Айседора Дункан. Она отвергла формализм традиционного балета и заменила создаваемые им романтические иллюзии на реалистичные образы.

Айседора Дункан считается основоположницей современных творческих подходов к танцевальному искусству. Для нее танец был способом выразить естественные реакции человека, его сокровенные переживания, всю глубину его души. Так возник современный танец, в котором подчеркивается индивидуальность танцовщиков, а классические формы движений отходят на второй план.

В наше время танец дает возможность выразить весь спектр человеческих чувств, мыслей и отношений. Когда танец исполняется на сцене, чувства выражаются посредством определенной последовательности специально разработанных движений, подобно тому как в драматическом спектакле актер совершает действия, которые предписывает ему сценарий. Однако, когда танец используют в терапевтических целях, чувства свободно трансформируются в импровизированные движения, а принадлежность танца к определенному стилю, которая делает его театральным представлением, уже не столь важна. Важно только содержание того, что передается посредством движений.

Соответственно, стилистического стандарта в танцевальной психотерапии нет, для нее годятся все формы танца — от самых примитивных, вроде тех, что исполняются в первобытных племенах, до народных танцев, а также вальса, польки и рок-н-ролла — любой из них может служить для выражения чувств.

В истории развития танцевальной терапии можно выделить четыре ключевых события. Первое было связано с необходимостью физической и психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей Второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации госпитализированных инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное лечебное воздействие. На ранних этапах развития танцевальной терапии ведущую роль в ней, по всей видимости, играл госпиталь св. Елизаветы в Вашингтоне. За новаторскую работу в этом госпитале одна из его сотрудниц, Мэриэн Чэйс, была названа «первой леди» танцевальной терапии. Будучи сама танцовщицей и учительницей танцев, она во время занятий полностью концентрировалась на своих учениках, и каждый из них сообщал, что испытывал чувство облегчения и душевной гармонии после занятий. Это вызывало понятный интерес у местных психиатров.

Вторым событием, стимулировавшим интерес к танцевальной терапии, стало открытие транквилизаторов в 50-х годах. Когда такие лекарства стали доступными, появилась возможность перевести многих пациентов психиатрических больниц из закрытых палат в открытые и даже выписать их и применять к ним новые программы, предусматривающие более активное лечение. Третьим фактором, способствовавшим росту популярности танцевальной терапии, явилось зародившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов к работе с психокоррекционными группами и к развитию личности их участников.

Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела, названным кинезиологией. Одним из последних прорывов в этом направлении стала попытка обучения интуитивному мышлению путем развития функций правого полушария мозга. В развитие танцевальной терапии внесла свой вклад и психоаналитическая теория. Вильгельм Райх, Карл Юнг и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан оказали на эту область свое особое, хотя и косвенное, влияние.

В.Райх попытался декодировать язык тела и описал, как внутреннее напряжение сохраняется и проявляет себя на физическом уровне. Важную роль в развитии танцевальной терапии сыграл интерес В.Райха к роли тела в эмоциональном развитии личности, а также работа его последователей, например Александра Лоуэна, по изучению и разработке способов ослабления стресса с помощью физических упражнений. В настоящее время в группах танцевальной терапии основные усилия направляются на снижение мышечного напряжения и увеличение подвижности. К.Юнг утверждал, что психотерапевтическим эффектом обладают артистические переживания — то, что он назвал «активным воображением». Юнг считал, что такие переживания (а они могут быть вызваны и танцем) пробуждают бессознательное и делают его содержание доступным для анали­за и катарсического высвобождения. Развитию танцевальной терапии во многом способствовало понимание К.Юнгом того значения, которое творческое самовыражение в символической форме может иметь для психотерапии.

Когда танцевальная терапия применяется с целью адаптировать беспокойных или, наоборот, заторможенных больных к жизни в обществе, в ней находит применение предложенная Салливаном теория социализации и человеческого взаимодействия. В таких случаях танцевальную терапию можно рассматривать как средство побуждения пациента к невербальным взаимодействиям с терапевтом и другими пациентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: