Лекция 2. Основные этапы развития психологии. Концепции в психологической науке запада

Глоссарий

1. Психология - наука закономерностей возникновения, развития и функционирования психики, психопроцессов и свойствах, являющихся компонентами деятельности общения людей, поведения животных.

2. Психика - свойство высоко организованной материи, являющееся особой формой отражения субъекта объективной реальности. Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств.

3. Лонгитюдный метод - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

4. Метод поперечных срезов - исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

5. Методология - наука о методе. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.

Вопросы:

1. Что дает изучение психологии?

2. Что такое психика? Охарактеризуйте конкретные психические явления.

3. Какова классификация методов психологического исследования?

4. Чем отличаются наблюдение от экспериментов знаний?

5. Какое место психология занимает в системе научных знаний?

6. Выявите предмет и задачи конкретных отраслей психологической науки.

В истории развития и накопления психологических знаний изме­нялись представления о предмете психология. На первом занятии мы запомнили: предметом психологии является психика. Но начиная с древнейших времён, изучаемые психологические явления обознача­лись понятием «душа». «Душа» понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Так более 2-х тысяч лет назад древние греки объясняли движущую силу поведения людей и внутреннюю активность их организма. Т.о. на пер­вом этапе развития психология считается наукой о душе.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир экспериментальной базы. Так Р. Декарт приходит к умозаключению, что душа способна производить движение в теле. Он полагал, что ду­ховная субстанция - это есть тоже самое, что мышление, а мышление включает в себя умение желать, понимать, передавать сигналы мыш­цам, а они (мышцы) отвечают движениям. Т.о. французский мысли­тель приравнивает психику к сознанию. Так в XVII в. «сознание» становится тем, что особенно пристально наблюдается учёными, изу­чается с разных точек зрения. Например, голландский философ Б.Спи­ноза объяснял поведение человека не этическими законами, а лишь стремлениями к выгоде или к самосохранению.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных науч­но-исследовательских психологических лабораторий и кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперименталь­ной психологии. Немецкий учёный В.Вундт создал первую в мире пси­хологическую лабораторию, на базе которой был образован Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром по подготовке психологов. Физиологическая психология Вундта стала с помощью приборов и экспериментов изучать психологические про­цессы. Одновременно он утверждал, что эксперимент не отменяет са­монаблюдение и культурно-исторический анализ. Т.е. изучение предлагается вести в разных направлениях, что и приводит к зарожде­нию различных школ.

Так в начале XX в. Возникает «бихевиоризм» (от англ. «бихевиор» — поведение) — направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам по­ведения как реакцию организма на внешнюю среду. Основная задача бихевиоризма считали учёные этой школы, заключается в накоплении наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Поведе­ние является или результатом научения — индивидуально приобретён­ного опыта, или заученного репертуара навыков, который рекомендует наставник. Идеи бихевиоризма оказали существенное влияние на раз­витие многих наук, в том числе на лингвистику, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в дидактику. К 1930-м годам возникает новое направление в бихевиоризме - необихевио­ризм. Ученые этого круга добавляют в исследования некоторые явле­ния связанные с изучением потребностей поведения, но в основном необихевиоризм разделяет общие позиции с классическими позиция­ми бихевиоризма.

Еще одно из направлений психологии XX в. - гештальтпсихология. Она возникла в Германии и выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гельштальтов). Немецкое слово «гештальт» означает «форма» «структура», целостная конфигу­рация. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия пси­хологического образа, в утверждении системного подхода к психологическим явлениям.

Ни одно психологическое учение не вызвало столь резких рас­хождений в оценках, как учение основоположника психоанализа 3. Фрейда. Фрейдизм - течение в психологии XX в., в котором раскры­вается исключительная сложность психической жизни человека. Фрей­дизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения. В работах 3. Фрейда в качестве серьёзной психологи­ческой проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни челове­ка. Одновременно, он предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трёх основных ком­понентов: «ид» (Оно); «эго» (Я); супер - эго (сверх - Я). Ид - наибо­лее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо) он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальнос­ти - учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер - эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критики и цензора. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступала в роли главного двигателя общественного развития. И организм и об­щество оказывались ничем иным, как материалом, из которого либи­до (носитель инстинктов) «лепит» свои формы, т.е. формирует личность.

Вопросы:

1. В античный период психология считалась как наука о чём? Что управляло всеми живыми и неживыми предметами в представлении древних?

2. Какова особенность развития психологического знания в XVII-XVIII b.b.? В чём предмет психологии в этот период?

3. Какие изменения в изучении психологических явлений происходят с 60-х годов XIX в.

4. Каковы основные принципы бихевиоризма?

5. Какова структура личности по 3. Фрейду?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: