Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи

Традиционно выделяют четыре основных вида психологи­ческой помощи:

1) психопрофилактику;

2) консультирование;

3) психотерапию;

4) психокоррекцию.

Каждый из данных видов имеет свои специфические ха­рактеристики. К ним относят: цель психологического воз­действия, применяемые методы, качество результата.

Однако следует иметь в виду, что в разных литературных источниках характеристики одного и того же вида психологи­ческой помощи могут иметь нюансированные отличия.

Так, консультирование в психотерапевтической энцикло­педии под редакцией Б.Д. Карвасарского определяется как «...профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «...могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных кон­фликтов, семейных затруднений или профессионального

Таблица 1

Основные характеристики видов психологической помощи

Вид психологической помощи Цель психологического воздействия Методы Результат
         
  Психопрофилактика Предупреждение или ниве­лирование возможных пси­хических нарушений в раз­витии и/или функционировании личности 1. Информирование населе­ния. 2. Массовые обследования населения. 3. Психологическая поддер­жка Отсутствие или нивелирова­ние психических нарушений в личностном развитии
  Психологическое кон­сультирование Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения Специально организованная беседа Осознание клиентом истин­ной причины проблемы и наилучших способов ее раз­решения
  Психотерапия: Гармонизация взаимоотно­шений клиента с самим со­бой и социумом    
  клиническая   Гипноз,аутотренинг, внуше­ние, самовну-шение, терапия рациональная Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики,
  личностно-ориентированная   «Различные варианты ана­лиза конфликтных пережи­ваний больного» [Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Голо­вин. — Минск: Харвест, 1998. С. 288, 543-544] «Изменение в отношении кли­ента к окружению социально­му и собственной личности» [Словарь практического пси­холога / Сост. С.Ю. Голо­вин. — Минск: Харвест, 1998. С. 288, 543]
  Психокоррекция Связана с понятием «норма» и определяется как «воз­врат» или «подтягивание» клиента к должному уровню, исходя из его возрастных и индивидуальных особенно­стей, а также медико-соци­альных и культурологических требований Выбор метода зависит от психотерапевтического на­правления, к которому при­надлежит специалист Коррекция особенностей психического развития, кото­рые не соответствуют норме

выбора»1. В Словаре Петровского А.В., Ярошевского М.Г. консультирование определяется как. один из видов оказания психологической помощи «...в ситуациях преодоления различ­ного рода психологических затруднений»2. Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как пси­хологический процесс, поскольку все консультационные подходы фокусируют внимание на «...изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно»3. Во втором издании Словаря пси­холога-практика под редакцией С.Ю. Головина психологиче­скому консультированию дано определение как «...форме оказа­ния практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми»4.

Исходя из вышеприведенных определений психологиче­ского консультирования, можно выделить основные «при­меты» данного процесса:

1) психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;

2) данная помощь носит практический процессуальный характер;

3) оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;

4) для ее реализации необходимо наличие клиента;

5) присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;

6) желание клиента решить данную проблему;

1 Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского — СПб.: Питер Ком, 1998. С. 413-414.

2 Психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев­ского. — 2-е изд. — М„ 1990. С. 306.

3 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.С. 14.

4 Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. С. 288.


7) целенаправленные действия консультанта на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;

8) при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;

9) консультация проводится в конфиденциальной обста­новке.

Суммируя все вышеприведенные составляющие, можно дать следующее определение: «психологическое консультиро­вание - область практической психологии, цель которой за­ключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направлен­ной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее ре­шения»5.

Таким образом, главной идеей, лежащей в основе психо­логического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоя­нии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент не всегда может осозна­вать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения, а потому именно в этот момент ему нужна помощь специалиста. Следовательно, психологическое кон­сультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за ре­зультат несет психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоя­тельно. Ответственность за конечный результат лежит на кли­енте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

Специфика психологического консультирования определя­ется рядом параметров:

1) кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна — три);

2) эпизодичность данных контактов;

3) практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом-консультантом;

4) активность клиента в процессе консультирования;

5) самостоятельность действий клиента во решению своей проблемы после консультации в соответствии с реко­мендациями специалиста.

В некоторых случаях психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако это сле­дует рассматривать как исключение.

Необходимость в пролонгированном консультировании возникает при определенных ситуациях. Прежде всего, клиент может обладать определенными психологическими особенностями, которые не позволят ему справиться само­стоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям можно отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кро­ме того, у клиента может выявиться в результате исследова­ния не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определенное количе­ство встреч.

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, воз­можно выделить следующие виды психологического консультирования:

1) индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психоло­гические травмы, проблемы межличностных отноше­ний);

2) супружеское консультирование (проблемы взаимоотно­шений, сексуальные проблемы, состояния до или пос­ле развода);

3) семейное консультирование (проблемы взаимоотноше­ний с настоящими или бывшими (в случае развода) род­ственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);

5 Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 8.

4) профконсулътирование (выбор профессии, совершен­ствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повы­шение работоспособности);

5) оргконсультирование (кадровая политика, имидж фир­мы, повышение производительности труда, взаимоот­ношения с партнерами).

Выделение «ядов консультирования возможно также на основе количества присутствующих клиентов. В этом слу­чае выделяют индивидуальное и групповое виды консультиро­вания.

В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования: консультирование по телефону и пе­реписку.

Важно помнить, что любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения пред­мета. Поэтому вы не встретите консультацию, принадлежа­щую к какому-либо одному из предложенных видов, они на­ходятся во взаимосвязи, подобно кругам Эйлера. Например, консультирование по личностным вопросам будет одновре­менно индивидуальным, по вопросам психолого-педагоги­ческого характера может быть индивидуальным и групповым. Кроме того, в процессе практической деятельности специа­листу необходимо помнить, что «чистых» проблем, как пра­вило, не бывает. Любая проблема представляет собой сложное переплетение, некий гордиев узел, распутать, а не раз­рубить который предоставляется почетное право психологу-консультанту.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: