Структуры на языке BASIC

Линейная программа должна состоять из следующих операторов (см. рис. 2.1): ввода данных, присваивания, вывода (печать) результатов расчета. Линейный вычислительный процесс сводится к последовательным вычислениям арифметических выражений, причем последовательность вычислений полностью соответствует порядку записи математических зависимостей в постановке задачи.

Оператор-комментарий. Для облегчения восприятия и большей наглядности программы в нее целесообразно включать комментарии, которые поясняют работу отдельных частей программы, характеризуют используемые переменные и т.д.

Для записи комментариев используется оператор REM (REMARK). В этом операторе за словом REM могут быть записаны любые символы QuickBASIC а. Включение операторов REM в программу никак не влияет на ее выполнение.

Оператор ввода служит для задания исходных данных при выполнении программы. Операторы вывода позволяют получить результаты выполнения программы.

Ввод осуществляется одним из двух способов:

- c использованием оператора INPUT;

- c использованием пары операторов DATA, READ.

Оператор INPUT. При использовании оператора INPUT данные вводятся с клавиатуры дисплея во время выполнения программы. Общий вид оператора

INPUT <список переменных>

Например. INPUT a, b, c1

Операторы DATA, READ. Оператор READ имеет вид

READ <список переменных>

Например. READ a, b, c1

Оператор DATA имеет вид

DATA <список констант>.

Например. DATA 1.6, -8, 1Е-3

Оператор DATA содержит данные, которые при выполнении операторов READ будут вводиться в переменные, перечисленные в списке ввода операторов READ.

Оператор RESTORE. Данные из области DATA можно считывать, повторно используя, оператор RESTORE.

Общий вид оператора

RESTORE <арифметическое выражение>.

Значение целой части арифметического выражения определяет номер данного, с которого начнется повторное считывание. Если арифметическое выражение отсутствует, осуществляется возврат к началу списка.

Пример.

DATA 10.6, 0.1, 15, 1.2

READ A, B, C, D

RESTORE

READ E, F

.......

Оператор PRINT. Используется для вывода на экран дисплея результатов вычислений. Общий вид оператора

PRINT <список>

Список вывода может содержать имена переменных, числа, арифметические выражения и тексты. Если в списке вывода содержатся арифметические выражения, то они сначала вычисляются, а затем выводятся вычисленные значения.

Для удобства восприятия выводимых результатов экран условно разделен на 5 зон, по 14 позиций каждая, и вывод каждого следующего данного осуществляется в следующую зону. Такая форма вывода обеспечивается использованием “, “ (запятой) в качестве разделителя в списке вывода. Такой способ вывода с использованием в качестве разделителя запятой называется выводом в зонном формате.

Если в качестве разделителя используется “; “, то вывод осуществляется в так называемом плотном формате, т.е. каждое следующее данное выводится после предыдущего через пробел.

Оператор присваивания. Оператор присваивания служит для присваивания переменной значения арифметического выражения и имеет вид

LET V = <арифметическое выражение>

(LET можно опустить), где V - переменная, которой присваивается значение.

При выполнении оператора присваивания вычисляется выражение в правой части и присваивается переменной в левой части V.

Оператор END. Оператор END указывает на физический конец программы. При выполнении оператора END закрываются все открытые файлы и останавливается выполнение программы.

Пример 1. Вычислить значение функции

,

где , , m - номер варианта, n - номер группы.

 
 


Рис. 2.1. Блок - схема линейного вычислительного процесса

Программа для примера 1 (см. рис. 2.1.):

REM LR-1-1, m=13, n=5

INPUT "M,N"; M,N

X=EXP(-(N/M)^(1/2))

T=LOG(M/SQR(N))+7.21

Y=(COS(X^2-SQR(T))+SIN(X-T^(1/3)))/(SIN(T-X^(1/4))^2)+1.731)

PRINT X, T, Y

END

После ввода текста программы в память ЭВМ для ее запуска нужно выбрать меню RUN и в нем команду START или Shift+F5. На экране появится текст M,N? - после чего нужно ввести значения M,N и нажать "Enter". После этого ЭВМ напечатает на экране значения X, T, Y.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: