Ценовые факторы AD

При объяснении убывающего характера кривой AD указывают на три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная став­ка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в т.ч. и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену — процентную ставку. Более высокая процент­ная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.

Повышение уровня цен (Р↑) => увеличивает спрос на деньги (Md↑) => растет процентная ставка (r↑) => уменьшается совокуп­ный спрос (AD↓).

Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к за­имствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М. Кейнса, поскольку он ана­лизировал последствия изменений процентной ставки.

Вторая причина — эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости фи­нансовых активов. Это касается как самих денег, так и накоплен­ных финансовых активов с фиксированной ценой, например, сче­та в банках или облигации.

Повышение уровня цен (Р↑) => ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов (M/p↓) => уменьшению потребле­ния (С↓) => уменьшению совокупного спроса (АD↓).

А падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее коли­чество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877—1959), отсюда и название — эффект Пигу.

Третья причина — эффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной ва­люты товары, произведенные в данной стране, становятся относи­тельно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увели­чивается чистый экспорт (разность между экспортом и импор­том), а следовательно, растет совокупный спрос.

Все три названных эффекта достаточно наглядно проявляются в экономике России. Так, высокие процентные ставки — одна из причин уменьшения инвести­ционного, а следовательно, и совокупного спроса. Причем их величина, препятст­вуя росту инвестиций, способствовала переходу экономики к «квазиденьгам», взаимозачетам, бартеру, что негативно отражается на состоянии производства в современной России.

Что касается эффекта Пигу, то в послереформенной России накопилось не­мало как позитивных, так и негативных примеров. Так, негативные последствия для материального положения населения и совокупного спроса имела либерали­зация цен в 1992 г. Ее следствием стало обеднение населения и сокращение сово­купного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000—2001 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение сово­купного спроса.

Третья причина — рост импортных закупок. Граждане России отдавали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тогда, когда це­ны на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно ста­бильными. Импорт уменьшал российский чистый экспорт, а следовательно и наци­ональный доход и совокупный спрос. Ситуация изменилась на противоположную после дефолта 1998 г. и девальвации рубля, когда увеличение цен на ряд импорт­ных товаров привело к сокращению ввоза товаров, к росту совокупного спроса и национального дохода.

Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кри­вой AD, отражающую обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: