Теоретическая и практическая философия

Философия внутренне дифференцирована на отдельные дисциплины. Научная (и учебная) дисциплина - это самостоятельная отрасль, раздел какой-либо науки, в нашем случае - самой философии как предметно-проблемной целостности. В философских дисциплинах отражаются или выражаются относительно самостоятельные стороны, аспекты общего и единого предмета философии. Как части целого они несут на себе его отпечаток.

В общем плане философские дисциплины делят на теоретические и практические. Соответственно философию - на теоретическую и практическую.
Теоретическая философия, если пользоваться кантовской терминологией, отвечает на вопрос "Что я могу знать?". Внимание философии практической, опять же по Канту, сосредоточено на вопросе "Что я должен делать?". Иными словами, теоретическая философия (теоретические философские дисциплины) имеют дело с размышлением относительно "предельной реальности" (исходно- и определяюще-первых начал, принципов, причин) всего существующего и его отдельных сфер, а практическая (практические философские дисциплины) - с человеческим поведением, теми силами и способностями, которые в него вовлечены. Теоретическая философия учит свободе мысли, практическая – свободе действия (как жить и достойно прожить жизнь).

К теоретической философии относятся такие дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология или эпистемология (учение о знании и познании), логика (учение о формах мышления) и т. д.

В практической философии выделяют прежде всего этику (учение о нравственности, обоснование морального поведения), эстетику (учение о прекрасном, художественном творчестве), философию религии, политики, права и т.д.

Об определении, или дефиниции, философии. Будучи кратким указанием наиболее общих и в то же время наиболее характерных отличительных признаков изучаемой реальности, дефинирование представляет собой завершающий, а отнюдь не начальный этап в формировании теории или концепции этой реальности. Определение свидетельствует об известной (конечно, относительной) завершенности теории, в ней концентрируется ее содержательное богатство. Забвение "заключительного" характера определения, кстати сказать, создает питательную среду для того, что по праву осуждается как игра в дефиниции, вымучивание дефиниций, как бесплодные дискуссии вокруг слов. Спор на уровне дефиниций плодотворен лишь тогда, когда за ними стоят, их поддерживают развитые теории.

С учетом или в свете всего сказанного искомое нами определение может быть таким: философия есть учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире. В данном определении мы имеем триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Конечные причины человеческого бытия выводят нас на природу и единство мира; предельные основания обеспечивают единство или целостность мира познания; трансцендентные возвышения завершают и тем самым тоже приводят к единству нормы, ценности и идеалы человеческого бытия.

Вопросы для самопроверки

1. О какой любви и к чему говорит философия?

2. Что означает переход от мифа к логосу в истории культуры?

3. Что может быть (стать) стимулом или толчком к философствованию?

4. Как Вы представляете себе отношения между философией и жизнью?

5. Мир как целое - что это такое?

6. Что такое проблема и проблемность в философии?

7. В чем состоит рефлексивный характер философского знания?

8. Понятие альтернативы и альтернативности в философии.

9. Какое содержание надлежит вкладывать в понятие критичности философского знания?

10. Как выглядит гуманистическая координата философии?

11. Чем отличается практическая философия от философии теоретической?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: