Спрос и предложение, эластичность спроса и предложения

Тема 5.

Что такое спрос

Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за опреде­ленный период. Бесполезно пытаться определить спрос

без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.

Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависи­мости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эф­фект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относи­тельно выгоднее (эффект замещения).

Закон спроса не действует в трех случаях:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драго­ценности, антиквариат и др.), являющихся средством помещения денег;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоя­щие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика (рис. 3.1) или таблицы:

Цена.руб.........8 6 4 2

Спрос, шт......... 1 2 3 4

На изменение спроса влияют и неценовые факторы: а) изменения в денежных доходах населения. Например, рост до­ходов увеличивает спрос на разные виды товаров — мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания — при всех воз­можных ценах на них;

б) изменения в структуре населения. Например, старение населе­ния, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на ле­карства, медицинское обслуживание;

в) изменения цен на Другие товары, особенно на товары-замените­ли (субституты). Так, рост цен на сливочное масло вызовет повыше­ние спроса на маргарин;

г) экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увели­чат спрос на товары, потребляемые этой группой населения;

д) изменение потребительских предпочтений под воздействием ре­кламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-е гг. связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день.

Если спрос изменился под воздействием неценовых факторов, то при той же цене это будет уже новый спрос, и на графике он отража­ется другой кривой (см. рис. 3.3).

Что такое предложение. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зави­симость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных усло­виях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.

Предложение, как и спрос, изображается графиком (рис. 3.2), од­нако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).

Таблица предложения строится аналогично таблице спроса:

Цена, руб. ........2 4 6 8

Предложение, шт....1 2 3 4

Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резер­вные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-вторых, в случае про­должительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устре­мятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.

Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не ока­заться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудо­вание работает с максимальной нагрузкой в три рабочих смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительной рабочей си­лы и др.) и перелив капиталов из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане уве­личение предложения всегда следует за повышением цены.

Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов:

а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой полити­ки, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение — вправо;

б) выход на рынок новых фирм увеличит предложение вне зависи­мости от цен;

в) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресур­сов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит пред­ложение;

г) природные катастрофы, политические действия, войны, разру­шая экономику, влияют на сокращение предложения.

Рыночная В результате взаимодействия спроса и предложения цена устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса (D, англ, demand) и предложения (S, англ, supply). Эта точка называется точкой равновесия, а цена — равновесной. Только в этой единст­венной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продав­ца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразо­вания:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неиз­менном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение — цена понизится.

Эти закономерности отражены на графике спроса и предложения (рис. 3.3).

Цены «пола» и «потолка». В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена вырав­нивается автоматически. Однако рыночное ценооб­разование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливаю­щего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах пола и потолка.

В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок — наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку цена потолка ограничивает рост цены (движение цены вверх) — это ис­кусственно заниженная цена. И наоборот, цена пола не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита — это искусственно завы­шенная цена. Поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия, а цена потолка — ниже нее.

Разберем два примера отклонения цены от точки равновесия (рис. 3.4).

В примере равновесная цена составляет 100 руб. При этой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количест­ву, предлагаемому производителями, и составляет 15 единиц.

При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ни неудовлетворенных покупателей. Ни один из них не может пожало­ваться на невозможность сбыть или приобрести товар.

Предположим теперь, что цена на этот товар в силу каких-то причин изменится и составит 120 руб. В таком случае часть поку­пателей не смогут приобрести товар, а, следовательно, часть продав­цов не смогут его продать. В нашем примере непроданными оста­нутся 10 единиц товара. Предложение S превысило спрос D на 10 единиц. Единственный выход для продавца — опять понизить це­ну до 100 руб. Снижение цены уравновесит спрос и предложение.

При этом следует отметить, что снижение цены даже одним про­давцом вынуждает других последовать его примеру, так как в про­тивном случае покупатели будут прежде всего покупать у того про­давца, который предлагает товар по более низкой цене.

Рассмотрим вариант, когда рыночная цена ниже равновесной. При цене 80 руб. на рынке не будет хватать 10 единиц товара и часть покупателей не смогут его приобрести (см. рис. 3.4). Только повыше­ние цены вновь до 100 руб. поможет уравновесить рынок. Нехватка (дефицит) полностью устранится, и рыночная цена установится на уровне точки равновесия до тех пор, пока не изменятся либо спрос, либо предложение.

Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, это при­водит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудов­летворенности покупателей.

Цены пола и потолка могут устанавливаться государством посред­ством принудительных методов регулирования цен для их поддержа­ния выше или ниже уровня равновесия.

Примером установления цены пола являются многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности пшеницу, кукурузу в США, посредством субсидий фермерам, с тем чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в даль­нейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларатив­ное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.

Потолковые цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирова­ние их на определенном уровне, с тем чтобы приостановить инфля­цию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравне­нию с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирова­ния спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

Многие экономисты — сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы ры­ночных отношений возражают против применения цен пола и потол­ка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и де­фицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равнове­сия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

Приверженцы других направлений экономической науки, ни­сколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожи­даться автоматического регулирования. Одни считают, что надо ре­гулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы), другие рекомендуют регулиро­вать предложение посредством изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов коле­баний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может сущест­венно отклониться от этого уровня (если только она не владеет зна­чительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна зало­жить рыночную цену.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие вы­воды.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

— фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

— цены гибкие, меняются под воздействием спроса и предло­жения;

— существует конкуренция, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребите­лей и соответствующее изменение спроса), то:

— фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям,' куда следует направить свои усилия);

— начнется процесс приспособления производителей и потребите­лей к новым условиям, в результате сформируется новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

— цены гибкие, меняются под воздействием спроса и предло­жения;

— существует конкуренция, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребите­лей и соответствующее изменение спроса), то:

— фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям,' куда следует направить свои усилия);

— начнется процесс приспособления производителей и потребите­лей к новым условиям, в результате сформируется новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомоби­ли и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и марга­рин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, а активная дея­тельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители, про­дающих их по более низким ценам, также может привести к сниже­нию спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой про­дукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина из­менения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1,10,100 рублей? Обычно предпри­ятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Од­нако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать измене­ние цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заме­нители, производимые конкурентами.

Эластичность спроса

Мера реакции одной величины на изменение дру­гой называется эластичностью. Эластичность по­казывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (ко­эффициент) ценовой эластичности спроса Ер

3,1

где ΔQ —прирост величины спроса, %; ΔР — прирост цены, %; «р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене (англ, price).

Аналогично можно определить показатель эластичности по дохо­дам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров являет­ся отрицательной величиной. Действительно, если цена товара сни­жается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:

| Ер|=2

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спро- сом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. Изменение цены в этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

На рис. 3.5 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 3.5, а снижение цены с Р0 до Р1 на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с q0 до Q1 на 20 шт. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увели­чится с 3000 (300x10) до 6000 руб. (200x30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увели­чение выручки от реализации продукции при снижении цены в усло­виях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно боль­ше площади прямоугольника 0.

Рис. 3.5, б иллюстрирует графически пример неэластичного спро­са. Снижение цены на 100 руб. с p0 до Р1 увеличит величину спроса лишь на 2 шт. Выручка от реализации при этом упадет с 3000 (300x10) до 2400 руб. (200x12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Существует два крайних случая. В первом возможно существова­ние только одной цены, при которой товар будет приобретаться по­купателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к не­ограниченному увеличению спроса (если цена будет снижена). Спрос при этом является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде пря-

мой, параллельной горизонтальной оси (рис. 3.6,а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рын­ке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Рис. 3.6. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б - спрос абсолютно неэластичен

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно не­эластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 3.6,6) выгля­дит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых боль­ной не может обойтись, и т.п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эла­стичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

— спрос эластичен;

— спрос неэластичен;

— спрос с единичной эластичностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: