Маржинальный анализ — анализ себестоимости продукции или услуг, эффективности принимаемых решений с применением метода калькуляции по прямым затратам.
Маржинальная прибыль — разность между доходом от реализации и переменными затратами. Для достижения точки безубыточности маржинальная прибыль должна покрывать постоянные затраты.
Сущность маржинального анализа состоит в следующем:
- происходит деление издержек на переменные и постоянные;
- величина переменных издержек прямо пропорциональна объему производства продукции;
- сумма постоянных затрат не меняется, если не изменяется уровень деловой активности предприятия;
- объем производства соответствует объему реализации в пределах анализируемого периода.
Прибыль от реализации продукции (П) в рамках маржинального анализа рассчитывается следующим образом:
П = КИ (Ц - ПЗ) - ПостЗ,
где КИ — количество проданных изделий;
Ц — цена одного изделия;
ПЗ — переменные затраты на единицу продукции;
ПостЗ — общая сумма постоянных затрат на весь объем реализованной продукции;
|
|
(Ц - ПЗ) — удельный маржинальный доход на единицу продукции.
Маржинальный доход — величина, на которую увеличится доход при изменении уровня деятельности при применении метода калькуляции по прямым затратам.
Изменение суммы прибыли может происходить за счет изменения:
- объема реализации продукции;
- цены реализации продукции;
- удельных переменных затрат на одно изделие;
- общей суммы постоянных затрат.
Преимущества маржинального анализа состоят в возможности:
- более точного исчисления влияния факторов на изменение суммы прибыли;
- более эффективного управления процессом формирования и прогнозирования величины прибыли;
- определения критического уровня объема продаж, цены изделия, величины постоянных затрат;
- установления зоны безубыточности предприятия;
- исчисления необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- обоснования оптимальных вариантов эффективных управленческих решений.
Безубыточность — состояние, когда в результате деятельности предприятия не образуется ни прибыли, ни убытков, а полученная выручка покрывает только затраты.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж — зона прибыли, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Методы определения оптимального объема продаж:
- аналитический;
- графический;
- статистический.
Аналитический метод отражает способ реализации продукции путем сопоставления предельного дохода и предельных издержек.
|
|
Основные условия расчета:
- если размер предельного дохода превышает сумму предельных издержек, прирост объема производства увеличивает сумму прибыли;
- если предельный доход ниже предельных издержек, это уменьшает сумму прибыли;
- для максимизации прибыли необходимо расширять объем производства и реализации продукции.
Графический метод позволяет определить объем производства и реализации путем построения графиков предельного дохода и предельных издержек.
Статистический метод позволяет изучить зависимость суммы предельного дохода и предельных издержек от объема реализации продукции на основании массовых данных о динамике этих показателей.