РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Основы теории дискурса»
по кредитной технологии обучения
для студентов специальности
5В011900- Иностранный язык: два иностранных языка
1 кредит
г. Уральск – 2015
РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА
ЗКГУ им.М.Утемисова, к.ф.н., доцентом кафедры иностранных языков Абухановой А.Г.
РЕЦЕНЗЕНТЫ
к.ф.н., доцент Мамыров А.И., Единый учебно-научно-производственный комплекс «Евразийская академия»
к.ф.н., старший преподаватель Донскова Г.А. Кафедра русской филологии ЗКГУ им.М.Утемисова
3 УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Учебно-методическим советом ЗКГУ им.М.Утемисова от «» 2014 года Протокол №
4 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с каталогом элективных дисциплин специальности 5В011900- Иностранный язык: два иностранных языка
5 РАССМОТРЕНА на заседании Учебно-методического совета Филологического факультета от «» 2014 года Протокол №
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Основы теории дискурса» входит в вариативную часть профессионального цикла как дисциплина по выбору студента, читается в шестом семестре и завершается тестированием.
|
|
Содержательно дисциплина призвана помочь углубленно изучить актуальные вопросы теории дискурса как важного междисциплинарного направления современного гуманитарного знания, объединяющего лингвистику с теорией коммуникации, культурологией, семиотикой, философией, социологией и психологией. В ходе изучения дисциплины студенты приобретают и систематизируют теоретические знания по вышеназванным научным дисциплинам, а также осваивают методики дискурс-анализа применительно к разным сферам языковой действительности.
Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Основы теории дискурса»:
· иметь представление о современных тенденциях и направлениях развития различных отраслей гуманитарного знания;
· знать основные понятия, которыми оперируют коммуникативная лингвистика, социальная и общая психология, семиотика, теория межкультурной коммуникации, культурология.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 кредита (45 часов).
Целью дисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:
· ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в социуме;
· обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;
· владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи; обладает когнитивно-дискурсивными умениями, направленными на восприятие и порождение связных монологических и диалогических текстов в устной и письменной формах;
|
|
· умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
· владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности;
· умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
· умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности;
· умеет изучать речевую деятельность носителей языка, описывать новые явления и процессы в современном состоянии языка, в общественной, политической и культурной жизни иноязычного социума;
· способен определять явления и процессы, необходимые для иллюстрации и подтверждения теоретических выводов проводимого исследования;
· умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· понимать место теории дискурса в общей системе гуманитарного знания и ее комплексный междициплинарный характер;
· знать основы дискурс-анализа, его различные школы и направления, методологические основания и главные теоретические положения;
· уметь применять на практике методы дискурс-анализа, в том числе при решении задач, релевантных для смежных с лингивистикой гуманитарных дисциплин;
· владеть понятийным аппаратом дискурс-анализа, методиками сбора, обработки и интерпретации дискурсивных данных.
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: проблемная лекция, мультимедийная презентация, активизация мыслительной деятельности, работа с раздаточным материалом, подготовка творческих работ и сообщений, дискуссии, работа в группах, моделирование проблемных ситуаций.