Профиль – контур, позволяющий получить подъёмную силу с относительно высокой эффективностью.
Линия хорды – прямая линия, соединяющая наиболее удаленные точки передней и задней кромок профиля.
Хорда – длина линии хорды.
Угол установки крыла – угол между хордой крыла и горизонтальной осью самолета. Этот угол фиксирован для крыла, но может быть переменным для стабилизатора.
Средняя линия – линия, соединяющая переднюю и заднюю кромки и равноудалённая от верхней и нижней границы профиля.
Максимальная кривизна профиля – максимальное расстояние между средней линией и линией хорды. Это расстояние выражается в процентах от длины хорды. Также указывается координата точки максимальной кривизны от передней кромки, тоже выраженная в процентах от хорды. Если средняя линия выше линии хорды – кривизна считается положительной и наоборот. У симметричных профилей кривизна равна нулю.
Толщина профиля. Толщина и координата точки максимальной толщины профиля выражаются в процентах от длины хорды. Эти величины имеют очень большое влияние на характеристики воздушного потока.
Радиус закругления передней кромки – оказывает существенное влияние на первоначальное обтекание профиля.
Невозмущённый поток воздуха (Relative). Имеет три характеристики:
- Направление. Воздух движется в направлении противоположном направлению движения центра масс самолета, независимо от направления продольной оси самолёта.
- Состояние. Воздух находится в невозмущённом присутствием самолёта состоянии.
- Скорость потока определяется истинной (TAS) скоростью самолёта.
Если поток воздуха не соответствует всем трём пунктам, то это уже местный, возмущённый поток (Effective).
Угол атакипрофиля (a) – угол между хордой крыла и направлением невозмущённого потока.Если поток уже возмущённый, то этот угол называют эффективным углом атаки профиля.
Угол атакикрыла (a) – угол между хордой профиля в корневой части крыла и направлением невозмущённого потока.
Результирующая сила – полная аэродинамическая сила, действующая на профиль.
Центр давления (СР) – точка на хорде, через которую действует подъёмная сила.
Если угол атаки плоско-выпуклого профиля отрицательный, предположим -5°, центр давления расологается на задней кромке крыла, вследствие чего подъемная сила уменьшается вместе с силой лобового сопротивления. Когда угол атаки меняется от 0° до положительного угла, например, +5°, центр давления перемещается вперед, подъемная сила, а также и сила лобового сопротивления значительно увеличиваются.
Если мы поставим движущееся крыло под углом атаки +10°, то центр давления немедленно переместится в переднюю часть крыла, и подъемная сила, а также сила лобового сопротивления достигнут большой величины.
Подъёмная сила – поперечная составляющая полной аэродинамической силы по отношению к направлению набегающего потока.
Лобовое сопротивление – продольная составляющая полной аэродинамической силы по отношению к направлению набегающего потока.
Экспериментальные и теоретические исследования А. летательных аппаратов показали, что для самолётов с хорошо обтекаемыми формами основным источником сопротивления является трение воздуха об обтекаемую поверхность, обусловленное его вязкостью. Самый естественный способ снижения сопротивления трения заключался в уменьшении площади трения (прежде всего площади крыльев). Это привело к отказу от бипланной схемы и переходу к свободнонесущему моноплану с повышенной удельной нагрузкой на крыло. С целью дальнейшего уменьшения сопротивления трения начались работы по созданию ламинарных профилей крыла, обладавших пониженным профильным сопротивлением.