I. Верно или неверно?

1. Мотивация — побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обу­чения.

2. Мотив — конкретная побудительная причина, вызываю­щая определенное действие обучаемого.

3. По видам выделяются профессионально-ценностные и утилитарно-практические мотивы.

4. Все мотивы имеют одинаковую силу.

5. Все действующие мотивы осознаются учителями и обу­чаемыми.

6. В дидактическом процессе действуют только реальные мотивы.

7. Отношение школьника к учению позволяет выявить не­которые внутренние мотивы.

8. Включенность обучаемого в учебный процесс всегда постоянна.

9. Активность определяет степень (интенсивность, проч­ность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

10. Самостоятельность — способность школьника обхо­диться без помощи товарищей, учителей, взрослых.

II. Учитель уверен, что учащийся мог бы учиться гораз­до лучше при серьезном отношении к учению. В этом случае целесообразно:

1) выявить, чем он компенсирует свои неудачи в школе;

2) объяснить, что равноценной обучению компенсации нет;

3) убедить, что у него есть реальные возможности учиться гораздо лучше;

4) рассказать учителям, работающим в данном классе, ка­кой одаренный и сообразительный их отстающий ученик;

5) все ответы правильные.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов чело- | веческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. I interest — имеет значение, важно) — реальная причина дейст­вий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двига­тель детского поведения, он является верным выражением ин­стинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспита­тельной системы на точно учтенных детских интересах....Пе­дагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ре­бенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, поза­боться о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятель­ности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность»*.

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — писал Л.С. Выготский, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторон­ним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, что­бы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как дол­жно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод исполь­зования интереса предписывает построить всю школьную сис­тему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естест­венно возбуждает их интерес»2.

Первой общей закономерностью является зависимость ин­тересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформиро­ванное™ способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость инте­ресов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала пе­дагог, а потом его предмет — незыблемая зависимость, опреде­лившая судьбу многих людей.

 

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996. — С 84.

2 Там же. - С. 84-87

Специальные исследования подтверждают эту зависимость. В одном из них1 получены данные о взаимосвязи отношения к учителю и предмету, которому он учит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: