Метод обучения | Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций | ||||
обучающей | развивающей | воспитывающей | побуждающей | контроль-но-корр. | |
Рассказ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Беседа | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Лекция | +++++ | +++++ | ++++ | ++++++ | + |
Дискуссия | +++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ |
Работа с книгой | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ |
Демонстрация | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Иллюстрация | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
Видеометод | ++++ | ++++ | +++++ | +++ | +++++ |
Упражнения | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ |
Лабораторный метод | +++++ | +++++ | ++++ | +++++ | +++ |
Практический метод | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ | +++ |
Познавательная игра | ++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ |
Методы программи | |||||
рованного обучения | +++++ | +++ | +++ | ++++ | +++++ |
Обучающий контроль | ++ | ++ | ++ | +++++ | +++++ |
Ситуационный метод | ++++ | ++++++ | ++++++ | ++++++ | +++ |
Проанализируем методы обучения в связи с их пригодностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач.
|
|
Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели.
Сравнительная эффективность методов обучения
Метод | Формирование | |||||
кругозора, мировоззрения | теоретических знаний | практических трудовых умений | умений добывать, систематизировать и применять знания | умения учиться, навыков самообразования | навыков упрочения знаний, умений | |
Рассказ | +! | + | + | + | ||
Беседа | +! | +! | — | + | + | + |
Лекция | +! | +! | - | + | + | + |
Дискуссия | + | + | + | + | + | + |
Работа с книгой | + | +! | + | + | + | +! |
Демонстрация | + | + | - | + | + | + |
Иллюстрация | + | + | - | + | + | |
Видеометод | + | + | + | +! | ||
Упражнения | + | +! | +1 | +! | +! | +! |
Лабораторный метод | - | + | +! | +! | + | +! |
Практический метод | + | + | +! | +! | +! | + |
Познавательная игра | + | +! | +! | + | +! | |
Методы программированного обучения | +! | +! | +! | + | +! | |
Обучающий контроль | - | + | + | + | + | +! |
Ситуационный метод | +! | +! |
Продолжение табл
Развитие | |||||||
Метод | мышления | познавательного интереса | активности | памяти | воли | способности выражать мысли | эмоций |
Рассказ | + | + | - | + | + | - | + |
Беседа | +! | +! | +! | + | + | + | +! |
Лекция | + | + | + | +! | +! | — | + |
Дискуссия | +! | +! | +! | + | + | +! | + |
Работа с книгой | +! | +! | + | + | + | + | + |
Демонстрация | + | +! | + | + | + | + | +! |
Иллюстрация | + | +! | + | + | + | + | +! |
Видеометод | + | + | + | + | + | + | + |
Лабораторный метод | + | + | + | + | + | — | + |
Практический метод | + | + | + | + | + | + | + |
Познавательная игра | +! | +! | +! | +! | +! | +! | +! |
Методы программированного обучения | +! | + | + | +! | + | — | ~ |
Обучающий контроль | + | - | - | + | + | + | + |
Ситуационный метод | +! | +! | +! | +! |
Окончание табл.
|
|
Метод | Побуждение к | ||||
продуктивному мышлению | применению полученных знаний, умений | проявлению инициативы, самостоятельности | соревнованию | коллективному сотрудничеству | |
Рассказ | - | — | |||
Беседа | + | + | + | + | + |
Лекция | + | - | - | - | - |
Дискуссия | +! | +! | +! | +! | +! |
Работа с книгой | + | + | + | - | - |
Демонстрация | + | - | - | - | - |
Иллюстрация | + | - | - | - | - |
Видеометод | + | - | - | - | - |
Упражнения | + | + | + | + | - |
Лабораторный метод | +! | +! | +! | - | + |
Практический метод | + | + | + | + | + |
Познавательная игра | +! | +! | +! | +! | +! |
Методы программированного обучения | +! | +! | +! | + | - |
Обучающий контроль | + | + | + | + | + |
Ситуационный метод | +! | + | +! | +! |
Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариантами ответов.
II. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, педагогики, психологии, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обучения.
1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.
2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основными формами мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть
методы обучения.
3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются категориями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они никакого отношения не имеют.
4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.
5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к достижению цели обучения.
III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?
1. Нет, это общая функция всех методов, применяемых в
школе.
, 2. Да, лишь отдельные методы, такие, например, как контроль, побуждают учащихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.
3. Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.
4. Методы — это пути (способы) достижения цепи, никаки)
других функций они не выполняют.
5. Побуждение к учению — побочная функция всех мето
дов.