Методы обучения и их функции

Метод обучения Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций
обуча­ющей развива­ющей воспиты­вающей побужда­ющей контроль-но-корр.
Рассказ +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Беседа +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Лекция +++++ +++++ ++++ ++++++ +
Дискуссия +++ +++++ +++++ +++++ ++++
Работа с книгой +++++ +++++ +++++ +++++ +++++
Демонстрация +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Иллюстрация +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Видеометод ++++ ++++ +++++ +++ +++++
Упражнения +++++ +++++ +++++ +++++ +++++
Лабораторный метод +++++ +++++ ++++ +++++ +++
Практический метод +++++ +++++ +++++ ++++ +++
Познавательная игра ++++ +++++ +++++ +++++ ++++
Методы программи­          
рованного обучения +++++ +++ +++ ++++ +++++
Обучающий контроль ++ ++ ++ +++++ +++++
Ситуационный метод ++++ ++++++ ++++++ ++++++ +++

Проанализируем методы обучения в связи с их пригод­ностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач.

Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели.

Сравнительная эффективность методов обучения

Метод Формирование
кругозора, мировоз­зрения теорети­ческих знаний практи­ческих трудовых умений умений добывать, системати­зировать и применять знания умения учиться, навыков самообра­зования навыков упрочения знаний, умений
Рассказ +! +   +   +
Беседа +! +! + + +
Лекция +! +! - + + +
Дискуссия + + + + + +
Работа с книгой + +! + + + +!
Демонстрация + + - + + +
Иллюстрация + + - +   +
Видеометод + +   +   +!
Упражнения + +! +1 +! +! +!
Лабораторный метод - + +! +! + +!
Практический метод + + +! +! +! +
Познавательная игра + +! +! +   +!
Методы программированного обучения   +! +! +! + +!
Обучающий контроль - + + + + +!
Ситуационный метод +! +!        

Продолжение табл

  Развитие  
Метод мышле­ния познава­тельного интереса актив­ности памяти воли способ­ности выражать мысли эмоций
Рассказ + + - + + - +
Беседа +! +! +! + + + +!
Лекция + + + +! +! +
Дискуссия +! +! +! + + +! +
Работа с книгой +! +! + + + + +
Демонстрация + +! + + + + +!
Иллюстрация + +! + + + + +!
Видеометод + + + + + + +
Лабораторный метод + + + + + +
Практический метод + + + + + + +
Познавательная игра +! +! +! +! +! +! +!
Методы программированного обучения +! + + +! + ~
Обучающий контроль + - - + + + +
Ситуационный метод +! +! +!     +!  

Окончание табл.

Метод Побуждение к
продук­тивному мышлению применению полученных знаний, умений проявлению инициативы, самостоя­тельности соревно­ванию коллек­тивному сотруд­ничеству
Рассказ -      
Беседа + + + + +
Лекция + - - - -
Дискуссия +! +! +! +! +!
Работа с книгой + + + - -
Демонстрация + - - - -
Иллюстрация + - - - -
Видеометод + - - - -
Упражнения + + + + -
Лабораторный метод +! +! +! - +
Практический метод + + + + +
Познавательная игра +! +! +! +! +!
Методы программированного обучения +! +! +! + -
Обучающий контроль + + + + +
Ситуационный метод +! + +!   +!

Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариан­тами ответов.

II. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедук­цию методами обучения? Опираясь на знания из облас­ти философии, педагогики, психологии, проанализируй­те альтернативы и придите к правильному ответу, опре­делив тем самым свое отношение к правомерности вы­деления индуктивных и дедуктивных методов обуче­ния.

1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основ­ными формами мышления учащихся, посредством кото­рых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть

методы обучения.

3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются катего­риями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обу­чения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются метода­ми логического мышления, а не обучения, поэтому непра­вомерно считать их методами обучения.

5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к до­стижению цели обучения.

III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, по­буждают учащихся к учению?

1. Нет, это общая функция всех методов, применяемых в

школе.

, 2. Да, лишь отдельные методы, такие, например, как кон­троль, побуждают учащихся к учению, остальные ней­тральны в этом отношении.

3. Ни один метод специально не направлен на побужде­ние к учению.

4. Методы — это пути (способы) достижения цепи, никаки)

других функций они не выполняют.

5. Побуждение к учению — побочная функция всех мето

дов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: