| Метод обучения | Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций | ||||
| обучающей | развивающей | воспитывающей | побуждающей | контроль-но-корр. | |
| Рассказ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
| Беседа | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
| Лекция | +++++ | +++++ | ++++ | ++++++ | + |
| Дискуссия | +++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ |
| Работа с книгой | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ |
| Демонстрация | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
| Иллюстрация | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++ |
| Видеометод | ++++ | ++++ | +++++ | +++ | +++++ |
| Упражнения | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ | +++++ |
| Лабораторный метод | +++++ | +++++ | ++++ | +++++ | +++ |
| Практический метод | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ | +++ |
| Познавательная игра | ++++ | +++++ | +++++ | +++++ | ++++ |
| Методы программи | |||||
| рованного обучения | +++++ | +++ | +++ | ++++ | +++++ |
| Обучающий контроль | ++ | ++ | ++ | +++++ | +++++ |
| Ситуационный метод | ++++ | ++++++ | ++++++ | ++++++ | +++ |
|
Проанализируем методы обучения в связи с их пригодностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач.
Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели.
Сравнительная эффективность методов обучения
| Метод | Формирование | |||||
| кругозора, мировоззрения | теоретических знаний | практических трудовых умений | умений добывать, систематизировать и применять знания | умения учиться, навыков самообразования | навыков упрочения знаний, умений | |
| Рассказ | +! | + | + | + | ||
| Беседа | +! | +! | — | + | + | + |
| Лекция | +! | +! | - | + | + | + |
| Дискуссия | + | + | + | + | + | + |
| Работа с книгой | + | +! | + | + | + | +! |
| Демонстрация | + | + | - | + | + | + |
| Иллюстрация | + | + | - | + | + | |
| Видеометод | + | + | + | +! | ||
| Упражнения | + | +! | +1 | +! | +! | +! |
| Лабораторный метод | - | + | +! | +! | + | +! |
| Практический метод | + | + | +! | +! | +! | + |
| Познавательная игра | + | +! | +! | + | +! | |
| Методы программированного обучения | +! | +! | +! | + | +! | |
| Обучающий контроль | - | + | + | + | + | +! |
| Ситуационный метод | +! | +! |
Продолжение табл
| Развитие | |||||||
| Метод | мышления | познавательного интереса | активности | памяти | воли | способности выражать мысли | эмоций |
| Рассказ | + | + | - | + | + | - | + |
| Беседа | +! | +! | +! | + | + | + | +! |
| Лекция | + | + | + | +! | +! | — | + |
| Дискуссия | +! | +! | +! | + | + | +! | + |
| Работа с книгой | +! | +! | + | + | + | + | + |
| Демонстрация | + | +! | + | + | + | + | +! |
| Иллюстрация | + | +! | + | + | + | + | +! |
| Видеометод | + | + | + | + | + | + | + |
| Лабораторный метод | + | + | + | + | + | — | + |
| Практический метод | + | + | + | + | + | + | + |
| Познавательная игра | +! | +! | +! | +! | +! | +! | +! |
| Методы программированного обучения | +! | + | + | +! | + | — | ~ |
| Обучающий контроль | + | - | - | + | + | + | + |
| Ситуационный метод | +! | +! | +! | +! |
Окончание табл.
| Метод | Побуждение к | ||||
| продуктивному мышлению | применению полученных знаний, умений | проявлению инициативы, самостоятельности | соревнованию | коллективному сотрудничеству | |
| Рассказ | - | — | |||
| Беседа | + | + | + | + | + |
| Лекция | + | - | - | - | - |
| Дискуссия | +! | +! | +! | +! | +! |
| Работа с книгой | + | + | + | - | - |
| Демонстрация | + | - | - | - | - |
| Иллюстрация | + | - | - | - | - |
| Видеометод | + | - | - | - | - |
| Упражнения | + | + | + | + | - |
| Лабораторный метод | +! | +! | +! | - | + |
| Практический метод | + | + | + | + | + |
| Познавательная игра | +! | +! | +! | +! | +! |
| Методы программированного обучения | +! | +! | +! | + | - |
| Обучающий контроль | + | + | + | + | + |
| Ситуационный метод | +! | + | +! | +! |
|
Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариантами ответов.
II. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедукцию методами обучения? Опираясь на знания из области философии, педагогики, психологии, проанализируйте альтернативы и придите к правильному ответу, определив тем самым свое отношение к правомерности выделения индуктивных и дедуктивных методов обучения.
1. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.
2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основными формами мышления учащихся, посредством которых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть
методы обучения.
3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются категориями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обучения они никакого отношения не имеют.
4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются методами логического мышления, а не обучения, поэтому неправомерно считать их методами обучения.
5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к достижению цели обучения.
III. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?
1. Нет, это общая функция всех методов, применяемых в
школе.
, 2. Да, лишь отдельные методы, такие, например, как контроль, побуждают учащихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.
3. Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.
4. Методы — это пути (способы) достижения цепи, никаки)
других функций они не выполняют.
5. Побуждение к учению — побочная функция всех мето
дов.