| Метод преподавания | Метод учения |
| Информационно-сообщающий Объяснительный Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий Побуждающий | Исполнительный Репродуктивный Продуктивно-практический Частично-поисковый Поисковый |
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.
Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л. Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.
| Монологические методы | Формы сотрудничества | Диалогические методы |
| Лекция Рассказ Демонстрация | Индивидуальные Групповые Фронтальные Коллективные | Беседы |
Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует два метода учения, а именно искусственное (школьное) и естественное (окказиальное), которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое.
6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная.академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
| Словесные Наглядные Практические | Индуктивные и дедуктивные | Репродуктивные и проблемно-поисковые | Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя |
| Источники | Логика | Мышление | Управление |
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
| Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении |






